Надежность тепловых сетей

Инвестиционные программы

 

Финансовые модели осуществления производственной и инвестиционной деятельности организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения. Обеспечение гарантированного возврата инвестиций и сглаживания тарифных последствий осуществления инвестиций

Опубликовано в журнале "Новости теплоснабжения" №5, 6  2011 г.

 

К.э.н. А.В. Добрякова, начальник Управления консалтинга и экспертизы в ТЭК и ЖКХ, к.ю.н. М.Ю. Аврутин, начальник отдела консалтинга и экспертизы в ТЭК и ЖКХ, ООО «Системы эффективного теплоснабжения», г. Санкт-Петербург; к.т.н. С.Б. Мяков, председатель комитета по энергетическому комплексу и ЖКХ Ленинградской области; В.И. Рассказов, генеральный директор ООО «ТеплоСервис», г. Бокситогорск Ленинградской области

 

Законодательная база в сфере теплоснабжения

Производственная и инвестиционная деятельность организаций коммунального комплекса (ОКК) в сфере теплоснабжения осуществляется в условиях регулируемого государством ценообразования на тепловую энергию.

Вся законодательная база в сфере теплоснабжения может быть условно разбита на 3 группы.

1. Нормативно-правовая и методическая база, регулирующая производственную деятельность теплоснабжающих организаций.

1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Документ разделяет полномочия уровней власти в сфере теплоснабжения, регулирует взаимоотношения с теплоснабжающими организациями, вводит институт саморегулируемых организаций в области теплоснабжения, устанавливает обязанность органов местного самоуправления утвердить схемы теплоснабжения городов до конца 2011 г., наделяет региональные власти полномочиями по составлению топливно-энергетического баланса.

2. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О теплоснабжении».

3. Жилищный кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

5. Приказ ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

6. Приказ ФСТ России от 05.07.2005 г. № 275-э/4 «Об утверждении Методических указаний по индексации предельных (минимального и максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность».

2. Нормативно-правовая и методическая база по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

1. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...».

2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд».

3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

4. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 г. № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности».

5. Приказ Министерства регионального развития РФ от 07.06.2010 г. № 273 «Об утверждении методики расчета целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».

6. Приказ Министерства экономического развития РФ от 11 мая 2010 г. № 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)». Закон «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности...» ввел в гражданский оборот понятие энергосервисный договор (контракт). Предметом последнего являются действия исполнителя, цель которых - сберечь энергию и повысить эффективность использования энергоресурсов заказчиком. По согласованию между покупателем и лицом, которое продает, поставляет, передает энергоресурсы, условия такого контракта могут включаться в соответствующие договоры. Определены примерные условия указанного договора (перечень осуществляемых поставщиком услуг, мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, величина экономии энергоресурсов в натуральном выражении и порядок ее определения, порядок оплаты услуг).

3. Нормативно-правовая и методическая база осуществления инвестиционной деятельности ОКК в сфере теплоснабжения.

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Последние внесенные изменения определили следующее:

  • объектом соглашения теперь может выступать не только недвижимость, но и совокупность недвижимого и движимого имущества, непосредственно используемая для деятельности, предусмотренной договором;
  • закреплено, что на стороне концедента могут выступать два лица и более, в том числе государственное или муниципальное унитарное предприятие; объектом соглашения является коммунальный комплекс;
  • права концессионера можно использовать в качестве средства обеспечения его обязательств; это необходимо для того, чтобы привлекать кредитные ресурсы и инвестировать их в создание или реконструкцию объекта;
  • уточнены условия заключения соглашения, порядок расчета размера компенсации концессионеру при его досрочном прекращении.

3. Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».

4. Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 673 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии».

5. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 464 «Об утверждении правил финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и(или) теплоснабжения».

6. Приказ ФСТ России от 01.09.2010 г. № 221-э/8 «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии с применением метода доходности инвестированного капитала».

7. Приказ Министерства регионального развития РФ от 14.04.2008 г. № 48 «Об утверждении методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса».

8. Приказ Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 г. № 99 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса».

9. Приказ Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 г. № 100 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке ТЗ по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса».

10. Приказ Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 г. № 101 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса».

11. Приказ Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 г. № 378 «Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги».

Совершенствование ценового регулирования в инфраструктурных секторах. Разграничение полномочий в сфере государственного ценового регулирования в рамках существующего законодательства представлено на рис. 1. Направления дальнейшего совершенствования законодательства в сфере государственного ценового регулирования в инфраструктурных секторах были сформулированы ФСТ России следующим образом:

  • Построение гибкой системы тарифно-ценового регулирования, включая изменения нормативно-правовой базы, позволяющей использовать различные методики тарифно-ценового регулирования инфраструктурных организаций;
  • Переход на долгосрочное ценовое регулирование, в том числе для повышения инвестиционный привлекательности, с учетом достижения заданного уровня качества и надежности регулируемых услуг;
  • Использование в государственном регулировании механизмов стимулирующих снижение издержек производства товаров (услуг) инфраструктурными организациями, в том числе введение стандартов закупочной деятельности регулируемых субъектов;
  • Обеспечение увязки (синхронизации) процессов инвестиционного планирования, отраслевых и региональных программ, принятия тарифных решений, а также бюджетного процесса; координация инвестиционных программ и программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • Реализация комплекса мер по постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.

 

Условия и инструменты деятельности ОКК в сфере теплоснабжения

ОКК в сфере теплоснабжения одновременно осуществляют ежегодную производственную деятельность по поставкам теплоэнергии потребителям и инвестиционную деятельность по реконструкции, модернизации и развитию системы теплоснабжения в зоне своего обслуживания. Деятельность теплоснабжающих организаций осуществляется в следующих условиях.

1. Цена поставки тепловой энергии (услуг теплоснабжения) регулируется органами государственного ценового регулирования.

2. Полномочия государственного ценового регулирования распределены между следующими органами: федеральный (ФСТ России), региональный (тарифные комитеты органов исполнительной власти субъектов РФ), муниципальный (уполномоченные органы местного самоуправления).

3. Законодательством определен механизм ограничения предельной величины тарифов путем установления ежегодных предельных индексов роста, а также механизм ограничения предельной величины платы за жилищно-коммунальные услуги для граждан путем установления ежегодных предельных индексов роста.

С 2010 г. в отношении тепловой энергии изменился порядок утверждения предельного индекса роста тарифов - предельный индекс роста по субъекту РФ устанавливается с учетом теплоэнергии, вырабатываемой по комбинированному циклу, и определяет средний рост тарифов на тепловую энергию по субъекту РФ; тариф на теплоэнергию для реализующих инвестиционные программы ОКК может превышать установленный ФСТ России предельный индекс роста.

4. Существование политических факторов, влияющих на принятие тарифных решений (в периоды выборов, финансовых кризисов и т.п. рост тарифов и платы граждан за коммунальные услуги жестко ограничивается государством для обеспечения социальной стабильности).

В соответствии с действующим законодательством основным инструментом развития инфраструктурных систем территорий, в том числе теплоснабжения, является разработка и реализация инвестиционных программ (ИП) ОКК. Учитывая ограниченные возможности региональных бюджетов по финансированию инвестиционных программ по реконструкции (модернизации) систем теплоснабжения, основным источником привлечения средств на цели реконструкции и модернизации являются тарифные источники:

  • тариф на теплоэнергию (инвестиционная составляющая в тарифе, складывающаяся из амортизационных отчислений и расходов из прибыли на финансирование мероприятий ИП);
  • тарифы на подключение новых потребителей.

Использование предложенного механизма развития территорий и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ (отраслевых и тарифных комитетов и органов местного самоуправления). При этом органы местного самоуправления участвуют в согласовании и утверждении документов по инвестиционным программам. Реализация ИП осуществляется следующим образом.

1. Разрабатывается и утверждается уполномоченными органами местного самоуправления ТЗ на разработку инвестиционной программы по реконструкции (модернизации) системы теплоснабжения; в ТЗ в обязательном порядке определяются целевые индикаторы, достигаемые при реконструкции.

2. В соответствии с утвержденным ТЗ разрабатывается ИП по реконструкции (модернизации) системы теплоснабжения. ИП должна содержать следующие обязательные разделы: разработка плана финансирования; расчет финансовых потребностей для реализации мероприятий; определение порядка возврата инвестиций; расчет тарифных последствий инвестиций; расчет необходимой инвестиционной составляющей в тарифе и срока ее включения в тариф; расчет показателей эффективности инвестиций простых и дисконтированных; анализ бюджетных последствий и доступности услуг теплоснабжения потребителям при реализации инвестиционной программы. ИП согласовывается уполномоченными органами местного самоуправления, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

3. Для реализации ИП заключается инвестиционное соглашение (концессионное соглашение или договор в целях развития системы коммунальной инфрасруктуры), включающий разделы, определяющие порядок реконструкции (модернизации, строительства) объектов инвестирования, порядок эксплуатации имущественного комплекса теплоснабжения, владение, пользование и распоряжение объектами инвестирования, порядок оплаты теплоэнергии, производимой с использованием объектов инвестирования, ответственность сторон.

При разработке финансовых моделей для осуществления производственной и инвестиционной деятельности ОКК на основе существующих различных методик тарифного регулирования (рис. 2), предполагающих ежегодное установление тарифов с включением в него необходимой инвестиционной составляющей или формирование тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (метод RAB и другие вводимые методики), необходимым условием является реализация мер по сглаживанию тарифных последствий осуществления инвестиций на цели реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Ниже представлены характеристики различных финансовых моделей, возможных в рамках действующего законодательства, и возможные меры по тарифному сглаживанию в рамках каждой модели. При осуществлении мер по тарифному сглаживанию обязательно должно быть обеспечено стабильное финансирование инвестиционных программ ОКК и гарантированный возврат привлеченных инвестиций. Возникновение недостатка средств для обеспечения финансовых потребностей производственной или инвестиционной деятельности ОКК в какой-либо финансовый год в течение среднесрочного (6-7 лет) или долгосрочного периода (10-12 лет) может сделать невозможными все дальнейшие успехи при реализации инвестиционных программ ОКК.

 

Финансовые модели осуществления деятельности ОКК в сфере теплоснабжения. Возможности сглаживания тарифных последствий осуществления инвестиций

1. Финансовая модель деятельности ОКК в сфере теплоснабжения на основе ежегодного тарифного регулирования. Тарифы на тепловую энергию ежегодно формируются и пересматриваются тарифным комитетом в соответствии с «Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденными Приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2 или «Методическими указаниями по индексации предельных (минимального и максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность», утвержденными Приказом ФСТ России от 05.07.2005 г. № 275-э/4. Тарифы рассчитываются методом обоснованных расходов или методом индексации. При расчете тарифа учитываются экономически обоснованные эксплуатационные расходы, амортизация эксплуатируемого оборудования и расходы из прибыли ОКК.

При наличии у ОКК утвержденной ИП в тарифе учитывается инвестиционная составляющая, складывающаяся из амортизации по объектам инвестирования и расходов из прибыли на финансирование ИП. Инвестиционная программа - это финансовый документ, в котором определены: объем и план капитальных вложений при реконструкции (модернизации); источники и план финансирования капитальных вложений; суммарные финансовые потребности ИП с годовой разбивкой; источники и порядок возврата привлеченных инвестиций, в том числе через тарифные источники. Опыт разработки инвестиционных программ ОКК в сфере теплоснабжения показывает, что источниками финансирования капитальных вложений, как правило, являются собственные средства организации и привлеченные кредиты в следующем соотношении:

  • собственные средства организации - 10-20% инвестиционных затрат;
  • заемные средства - 80-90% инвестиционных затрат.

Собственные средства организации (акционерный капитал, отвлеченные от других видов деятельности средства и т.д.) и заемные средства необходимо возвращать и обслуживать. Ежегодные финансовые потребности ИП складываются из расходов непосредственно на капитальные вложения, расходов на возврат и обслуживание привлеченных собственных средств ОКК, расходов на возврат и обслуживание привлеченных заемных средств.

В ИП ОКК, исходя из ее финансовых потребностей, обосновывается необходимая инвестиционная составляющая, складывающаяся из амортизационных отчислений по объектам инвестирования и расходов из прибыли непосредственно на финансирование капитальных вложений, на возврат и обслуживание привлеченных собственных и заемных средств, а также срок ее включения в тариф.

В ИП должен быть зафиксирован график поступления средств на финансирование ИП через тарифные источники. Инвестиционные программы в сфере теплоснабжения утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ и чаще всего это именно региональные тарифные комитеты, которые, утверждая ИП, берут на себя обязательства по включению обоснованной инвестиционной составляющей в тариф в течение согласованного срока возврата инвестиций.

Основные параметры формирования тарифов:

  • тариф ежегодно формируется и пересматривается;
  • в необходимую валовую выручку (НВВ) для расчета тарифа включаются экономически обоснованные эксплуатационные затраты;
  • исходя из утвержденной ИП и ее финансовых потребностей, в течение установленного срока возврата инвестиций в тариф включается инвестиционная составляющая, складывающаяся из амортизации по объектам инвестирования и расходов на финансирование ИП из прибыли с учетом возникающих налогов;
  • тарифный сценарий обеспечивает финансовые потребности ИП и необходимость выполнения финансовых обязательств перед финансирующими организациями;
  • для обеспечения доступности услуг потребителям должны быть выработаны меры сглаживания роста тарифов при инвестировании.

Таким образом, в рамках этой финансовой модели: тариф ежегодно пересматривается или индексируется, но исходя из утвержденной ИП; определен долгосрочный период, в течение которого в тариф включается обоснованная инвестиционная составляющая, обеспечивающая финансовые потребности ИП. При этом тарифное регулирование становится более предсказуемым и обеспечивает финансирование производственной деятельности ОКК по поставкам тепловой энергии и инвестиционной деятельности в рамках утвержденной ИП.

Сглаживание тарифных последствий реализации ИП ОКК (недопущение роста тарифной нагрузки на потребителей в какой-то год реализации ИП более 15-22%) в рамках этой финансовой модели возможно и может быть достигнуто следующими мерами.

1. Использование гибких комплексных схем финансирования капитальных вложений при реализации ИП с оптимальным сочетанием источников финансирования (собственные средства, частные инвестиции, заемные средства, бюджетные средства, лизинговые схемы финансирования и т.д.).

2. Бюджетное финансирование ИП может использоваться для снижения тарифной нагрузки на потребителей; понятно, что возможности бюджетов по финансированию ИП по реконструкции систем коммунальной инфраструктуры ограничены.

3. При использовании в качестве основных источников финансирования собственных средств организаций (акционерный капитал или средства от других видов деятельности) тарифная нагрузка в течение срока реализации ИП может выравниваться (сглаживаться) за счет возврата собственных средств неравными долями; тарифное сглаживание обеспечено постепенным «нагружением» тарифа инвестиционной составляющей, которая обеспечивает возврат и обслуживание привлеченных инвестиций; таким образом, предусмотрен возврат инвестиций неравными долями, исходя из возможностей включения расходов на возврат инвестиций в тариф каждого периода регулирования (года); при этом должно быть обеспечено включение в тарифы доходности на остаток невозмещенного инвестированного капитала на уровне не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ в соответствии с фактическим графиком возврата инвестиций через тарифные источники; суммарно за период 6-7 лет с момента ввода в эксплуатацию объектов инвестирования такой тарифный сценарий может обеспечить полное возмещение финансовых потребностей ИП (инвестиционные затраты + расходы на обслуживание привлеченных инвестиций + налог, возникающий из-за ввода инвестиционной составляющей в тариф); понятно, что такое тарифное сглаживание доступно только «избранным», т.е. тем организациям, у которых есть эти «собственные средства» или могут быть отвлечены от других видов деятельности.

4. В большинстве случаев источниками финансирования ИП в коммунальной сфере являются заемные средства (не менее 80% инвестиционных затрат), привлекаемые на срок 5-6 лет; тарифное сглаживание может быть обеспечено также постепенным «нагружением» тарифа инвестиционной составляющей, которая обеспечивает возврат и обслуживание привлеченных займов; при этом должен быть предусмотрен и согласован с банком индивидуальный график возврата займов неравными долями; это непривычно для банков, но достижимо и является самой эффективной и доступной мерой по сглаживанию тарифных последствий инвестирования; такая схема позволяет осуществить капитальные вложения (реконструкцию) в сжатые сроки, растянуть возврат инвестиций на 6-8 лет и обеспечить рост тарифной нагрузки на потребителей ежегодно на уровне 15-22% (после этого срока тариф снижается на величину порядка 20-30%).

Гарантированный возврат инвестиций в рамках данной финансовой модели может быть обеспечен следующими мерами. По законодательству инвестиционные программы реализуются на основе инвестиционного соглашения (концессионное соглашение или договор в целях развития систем коммунальной инфраструктуры). В случае отсутствия юридически грамотного и работоспособного соглашения, который включает раздел, определяющий долгосрочную тарифную проекцию и гарантии возврата привлеченных инвестиций через тарифные источники, все успехи при реализации ИП будут проблематичны. Необходимо включение в соглашение согласованного тарифным комитетом раздела «Порядок финансирования ИП», который должен определять условия стабильного финансирования ИП и гарантии по возмещению инвестиций через тарифные источники. Представляется целесообразным и обязательным включение в «Порядок финансирования ИП» следующих формализованных документов:

  • График поступления средств на финансирование ИП через тарифные источники (с годовой разбивкой),
  • Порядок мониторинга выполнения «Графика поступления средств на финансирование ИП через тарифные источники»;
  • График поступления средств на финансирование ИП из бюджетов всех уровней (с годовой разбивкой);
  • Порядок мониторинга выполнения «Графика поступления средств на финансирование ИП из бюджета».

Организация ежегодного мониторинга поступления средств через тарифные источники особенно актуальна и позволит осуществлять согласование накопленного «небаланса» между расчетным и фактическим объемом годового возмещения инвестиций. В случае возникновения отклонений от Графика («небаланса нарастающим итогом») больше предельной величины 10%, необходимо задействование процедуры корректировки инвестиционной составляющей для компенсации возникшего «небаланса». Актуальность этой меры очевидна, поскольку существует целый список причин возникновения отклонений (нетрудно догадаться, что обычно это отклонения со знаком «-», т.е. «недостаток средств»). Прежде всего, это бывает в случае отклонений от запланированных объемов или их корректировки по результатам года (например, в соответствии с температурами наружного воздуха при расчетах за тепловую энергию), при этом у ОКК возникает недополученная тарифная выручка. И этот «небаланс» по сравнению с объемами средств, учтенными в утвержденной ИП, может накапливаться, что негативно скажется на стабильном финансировании ИП. Актуальность ежегодного мониторинга поступления средств из бюджета также очевидна, т.к. на практике фактический объем бюджетных ассигнований всегда оказывается меньше запланированного и тогда недостаток средств на финансирование ИП придется компенсировать увеличением инвестиционной составляющей в тарифе. По законодательству досрочный пересмотр инвестиционной составляющей (срока ее действия) возможен при изменении условий реализации ИП, т.е. по следующим основаниям:

  • изменение условий реализации ИП, объективное изменение условий деятельности реализующей программу организации, влияющее на стоимость поставляемых услуг;
  • корректировка ИП в части изменения состава реализуемых мероприятий;
  • корректировка ИП в части изменения величины финансовых потребностей для реализации мероприятий, связанных с уточнением величины инвестиционных затрат, изменением плана финансирования, условий привлечения займов и т.п.;
  • изменение налогового законодательства;
  • по результатам мониторинга выполнения ИП и мониторинга выполнения согласованного Графика поступления средств на финансирование ИП.

Основания и порядок корректировки инвестиционной составляющей в тарифе должны быть формализованы и отражены в разделе «Порядок финансирования ИП».

Аналогичный типовой раздел («Порядок формирования цены на теплоэнергию с инвестиционной составляющей») может включаться в энергосервисный контракт и определять порядок оплаты услуг теплоснабжения и долгосрочную тарифную проекцию (включая порядок и гарантии возмещения через тарифные источники инвестиций, привлеченных для реализации мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности, реконструкции и модернизации, новому строительству объектов теплоснабжения).

Предложенные меры позволяют при применении данной модели снизить риски недофинансирования ИП ОКК и выстроить гарантии по возмещению инвестиций и получению доходности на инвестированный капитал для инвесторов. В противном случае привлечение и эффективное освоение инвестиций в сферах регулируемого ценообразования будет невозможно.

Специалистами ООО «Системы эффективного теплоснабжения» (ООО «СЭТ») выполнены обследования ряда систем коммунальной инфраструктуры в Ленинградской области и с применением данной модели разработаны инвестиционные программы по реконструкции систем теплоснабжения ряда муниципальных районов Ленинградской области (Гатчинский район, Сланцевский район, Выборгский район, Ломоносовский район, Киришский район, Всеволожский, г. Сосновый Бор г. Подпорожье, г. Бокситогорск, г. Луга) [1], систем водоснабжения и водоотведения (г. Гатчина, г. Сосновый Бор), разработана и утверждена инвестиционная программа по реконструкции и модернизации системы централизованного теплоснабжения г. Ставрополя [2] (включает в себя 102 мероприятия по реконструкции, модернизации, энергосбережению и повышению энергетической эффективности). Для всех ИП разработаны инвестиционные соглашения для их реализации.

2. Финансовая модель деятельности ОКК в сфере теплоснабжения с применением долгосрочного тарифного регулирования на основе метода RAB. В настоящее время данная модель применима только для теплосетевых организаций, поскольку Методические указания, утвержденные Приказом ФСТ от 01.09.2010 г. № 221-э/8 и утвержденные параметры RAB-регулирования действуют только для организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии. Для перехода на этот метод регулирования тарифов необходимо согласование ФСТ России. Тарифы по методу доходности инвестированного капитала устанавливаются на долгосрочный период регулирования (долгосрочные тарифы): не менее 5 лет (при переходе на данный метод первый период долгосрочного регулирования не менее 3-х лет), отдельно на каждый финансовый год.

При установлении долгосрочных тарифов фиксируются две группы параметров:

  • пересматриваемые ежегодно (объем оказываемых услуг, индексы роста цен, величина корректировки тарифной выручки в зависимости от факта выполнения ИП);
  • не пересматриваемые в течение периода регулирования (базовый уровень операционных расходов (OPEX) и индекс их изменения, нормативная величина оборотного капитала, норма доходности инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала, уровень надежности и качества услуг).

Определен порядок формирования НВВ организации (рис. 3), принимаемой к расчету при установлении тарифов, правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала, правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов.

Основные параметры формирования долгосрочных тарифов методом RAB:

  • тарифы устанавливаются на долгосрочный период регулирования, отдельно на каждый финансовый год; ежегодно тарифы, установленные на очередной финансовый год, корректируются; в тарифы включается инвестиционная составляющая, исходя из расходов на возврат первоначального и нового капитала при реализации ИП организации;
  • для первого долгосрочного периода регулирования установлены ограничения по структуре активов: доля заемного капитала - 0,3, доля собственного капитала 0,7.
  • срок возврата инвестированного капитала (20 лет); в НВВ для расчета тарифа не учитывается амортизация основных средств в соответствии с принятым организацией способом начисления амортизации, в тарифе учитывается амортизация капитала, рассчитанная из срока возврата капитала 20 лет;
  • рыночная оценка первоначально инвестированного капитала и возврат первоначального и нового капитала при одновременном исключении амортизации из операционных расходов ведет к снижению инвестиционного ресурса, возникает противоречие с Положением по бухгалтерскому учету, при необходимости осуществления значительных капитальных вложений - ведет к значительному увеличению расходов на финансирование ИП из прибыли и возникновению дополнительных налогов;
  • устанавливается норма доходности инвестированного капитала, созданного до и после перехода на RAB-регулирование (на каждый год первого долгосрочного периода регулирования, на последующие долгосрочные периоды норма доходности инвестированного капитала, созданного до и после перехода на RAB-регулирование, устанавливается одной ставкой);
  • осуществляется перераспределение расчетных объемов НВВ периодов регулирования в целях сглаживания роста тарифов (не более 12% НВВ регулируемого периода).

Довольно очевидно, для кого доступна данная финансовая модель - для «избранных», у которых есть достаточные «собственные средства» для реализации инвестиционных программ, возможность растягивать возврат инвестиций на 20 лет, возможность привлечь займы на условиях установленной доходности на инвестируемый капитал. Для большинства ОКК установленная параметрами RAB-регулирования норма доходности инвестированного капитала не позволяет привлечь займы на финансовых рынках в современных условиях, т.к. стоимость заемного капитала по условиям банков выше. Привлечение займов на срок 20 лет тоже проблематично и влечет за собой схемы неоднократного перекредитования, что значительно увеличивает расходы ОКК на обслуживание займов, финансовые потребности ИП и риски при их реализации. Таким образом, для большинства ОКК применение RAB-регулирования не ведет к возникновению достаточных источников финансирования ИП (инвестиционных ресурсов), позволяющих осуществить реконструкцию и модернизацию теплосетевого комплекса при существующем уровне его износа.

В 2011 г. использование данного метода разрешено только для теплосетевых организаций из списка пилотных проектов, согласованного ФСТ России. В дальнейшем широкое распространение данного метода для теплосетевых и других теплоснабжающих организаций коммунального комплекса вызывает сомнение. В электроэнергетике применение данного метода началось раньше и до сих пор разрешено только для крупных электросетевых организаций. В теплоэнергетике (наиболее капиталоемкой и изношенной из систем коммунальной инфраструктуры) возможности, предоставляемые RAB-регулированием, не соответствуют масштабам поставленных задач, проще говоря, предоставляемый инвестиционный ресурс не соответствует «масштабам бедствия».

3. Финансовая модель деятельности ОКК в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров тарифного регулирования. По мере дальнейшего совершенствования законодательства в сфере государственного ценового регулирования в инфраструктурных секторах вводятся другие методики установления тарифов на основе долгосрочных параметров. Для электросетевых организаций, которые не перешли на RAB-регулирование, утверждены и введены в действие Приказом ФСТ России от 20.07.2010 г. № 174-э/8 «Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций». По аналогии возможно в будущем распространение аналогичной методики долгосрочного регулирования тарифов на теплосетевые и другие теплоснабжающие организации.

Основные параметры формирования долгосрочных тарифов:

  • тарифы рассчитываются и устанавливаются на долгосрочный период не менее 5 лет (при переходе на данный метод первый период долгосрочного регулирования не менее 3-х лет), отдельно на каждый финансовый год; при этом тарифы ежегодно корректируются;
  • в НВВ для расчета тарифа учитывается уровень подконтрольных расходов (устанавливается методом экономически обоснованных расходов для первого и последующих лет долгосрочного периода);
  • в НВВ для расчета тарифа учитывается уровень неподконтрольных расходов (устанавливается методом экономически обоснованных расходов для первого и последующих лет долгосрочного периода);
  • в неподконтрольных расходах каждого периода учитывается амортизация основных средств, в соответствии с принятым организацией способом начисления амортизации, и расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (не могут превышать 12% от НВВ).

Таким образом, в данной модели изначально введены ограничения по финансированию инвестиционной программы из тарифных источников. Данная модель по сравнению с моделью, основанной на RAB-регулировании, накладывает меньшие ограничения на инвестиционную деятельность организации и предоставляет более значительные инвестиционные ресурсы. Но при существующей системе ограничения роста тарифов на тепловую энергию и платы граждан за коммунальные услуги в целом, видимо, при разработке ИП будет необходимо строго анализировать тарифные последствия осуществления инвестиций и дополнительно вырабатывать меры по сглаживанию роста тарифов. В рамках данной модели также возможно организовать привлечение заемных средств на финансирование капитальных вложений и возврат займов неравными долями. При этом сглаживание роста тарифов также может быть обеспечено постепенным «нагружением» тарифа инвестиционной составляющей. Данная модель предполагает меньшие ограничения по привлечению инвестиционных ресурсов через тарифные источники, чем финансовая модель 2, основанная на RAB-регулировании. При этом опыт разработки инвестиционных программ показывает, что при ограничении на финансирование капитальных вложений из прибыли 12% возможна реализация финансовых моделей с постепенным «нагружением» тарифа инвестиционной составляющей, обеспечивающих возмещение привлеченных инвестиций за 6-7 лет при росте тарифной нагрузки на потребителей ежегодно в диапазоне 15-22%.

4. Финансовая модель деятельности ОКК в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных договоров с оплатой тепловой энергии по свободным (нерегулируемым) договорным ценам. В соответствии с действующим законодательством деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии регулируется государством, тарифы на теплоэнергию ежегодно устанавливаются тарифными комитетами. Одновременно Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определено, что поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя объектами, введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г., могут осуществляться на основе долгосрочных договоров теплоснабжения (на срок более чем 1 год), заключенных между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающей организацией по ценам, определенным соглашением сторон. У ОКК в сфере теплоснабжения появляется возможность осуществления производственной и инвестиционной деятельности в условиях нерегулируемого государством (свободного) ценообразования. При этом возможна реализация инвестиционных проектов по строительству объектов теплоснабжения, обоснование долгосрочной цены поставки теплоэнергии и включение в нее инвестиционной составляющей на цели возврата и обслуживания привлеченных инвестиций.

Основные параметры формирования долгосрочной цены:

  • обеспечение экономической доступности услуг теплоснабжения потребителям;
  • в НВВ для расчета цены поставки тепловой энергии включаются экономически обоснованные эксплуатационные издержки;
  • в НВВ для расчета цены поставки тепловой энергии включается амортизация по объектам инвестирования и расходы на финансирование капитальных вложений (возврат инвестиций инвестору или финансирующей организации) из прибыли; суммарная инвестиционная составляющая в цене складывается из амортизационных отчислений и расходов на финансирование инвестиционной деятельности из прибыли с учетом возникающих налогов;
  • необходимость выработки мер по сглаживанию ценовых последствий инвестирования (оптимальное «нагружение» цены инвестиционной составляющей);
  • обеспечение компромисса интересов сторон (инвесторов, потребителей, эксплуатирующей организации) достигается разработкой долгосрочного ценового сценария, обеспечивающего приемлемую коммерческую эффективность инвестиционных проектов и посильные для потребителей расходы за услуги теплоснабжения;

Если перечисленные выше условия не будут выполнены - достичь договоренности сторон по условиям и цене поставки тепловой энергии, видимо, будет невозможно. В рамках данной модели специалистами ООО «СЭТ» выполнено обоснование долгосрочной цены поставки теплоэнергии для организации ООО «Энергогазмонтаж», осуществляющей строительство жилых домов и крышных котельных для нового жилого фонда в пос. Кудрово Всеволожского района Ленинградской области. При этом разработана ИП организации, содержащая обязательные разделы в соответствии с действующими нормативными документами, которая включает обоснование инвестиционной составляющей на цели возврата привлеченных инвестиций и срока ее действия (для включения в цену на тепловую энергию). Обоснована инвестиционная составляющая, которая обеспечивает возврат инвестиций, привлеченных на строительство котельных, за 5 лет. В 2010 г. организация осуществила комплекс работ (проект, комплектация, монтаж, пуско-наладочные работы) и ввело в эксплуатацию три газовые котельные для ТСЖ в пос. Кудрово. Строительство котельных осуществлено путем приобретения в собственность организации оборудования котельных по договору лизинга (финансовой аренды). Проекты финансировались за счет собственных средств организации (49%) и за счет средств финансовой аренды (51%). Оплата обязательств по договору лизинга (заключен на 3 года с августа 2009 г.) производилась организацией за счет собственных средств.

Инвестиционная составляющая в цене тепловой энергии и срок ее включения в цену определены, исходя из баланса интересов организации и образованного ТСЖ - обеспечения возмещения расходов инвестора и обеспечения экономической доступности услуг теплоснабжения потребителям (минимизации включаемой в цену тепловой энергии инвестиционной составляющей). В целях уменьшения ценовой нагрузки на потребителей расходы по возврату инвестиций включены в цену равномерно - равными долями в течение 5 лет (2011-2015 гг.).

 

Литература

1. Добрякова А.В., Мяков С.Б., Березовский П.М. Разработка и реализация инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по реконструкции муниципальных систем коммунальной инфраструктуры в Ленинградской области // Новости теплоснабжения. 2009. № 7 (С. 4-9) и № 8 (С. 4-17).

2. Киреев В.В., Багрий Е.Л. О работе ОАО «Теплосеть» по повышению эффективности системы централизованного теплоснабжения г. Ставрополя // Новости теплоснабжения. 2011. № 4. С. 23-30.


Рисунки и таблицы приведены в файле pdf  для скачивания ниже

 

Скачать статью

"Финансовые модели осуществления производственной и инвестиционной деятельности организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения. Обеспечение гарантированного возврата инвестиций и сглаживания тарифных последствий осуществления инвестиций"

А.В. Добрякова, М.Ю. Аврутин, С.Б. Мяков, В.И. Рассказов

Часть 1  Часть 2


 ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ



Обратная связь

Ждём Ваших замечаний и предожений

Контакты т. (495) 360-87-40; e-mail: info@energosovet.ru


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее