Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2025 года >> >> VI. Развитие систем теплоснабжения

Анонсы

25.04.19 Продолжается прием заявок на Премию ECO BEST AWARD! подробнее >>>

22.04.19 РАВИ приглашает на бесплатный вебинар "Ветроэнергетический рынок России. Актуальное состояние" подробнее >>>

16.04.19 В Анапе 26-28 апреля пройдет фестиваль «Зеленый киловатт - 2019» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

15.04.19 Вячеслав Теплышев: «Необходимо реализовать потенциал энергосервиса в полной мере» подробнее >>>

09.04.19 Проблемы окружающей среды открыли дорогу новым драйверам экономического роста подробнее >>>

04.04.19 Возможно ли рассчитать окупаемость ВИЭ в России? // СТАТЬЯ подробнее >>>

04.04.19 Антон Усачев о настоящем и будущем «зеленой» энергетики в России подробнее >>>

Все новости портала

Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2025 года

---

VI. Развитие систем теплоснабжения

I. Общие положения

II. Надежность и качество теплоснабжения

III. Тарифное регулирование

IV. Обеспечение полноты платежей за тепловую энергию

V. Государственная отчетность теплоснабжающих организаций

VI. Развитие систем теплоснабжения

VII. Горячее водоснабжение

VIII. Когенерация

IX. Координация управления теплоснабжением

X. Критерии выбора единых теплоснабжающих организаций

XI. Концессия и аренда

XII. Отраслевая наука

 6.1 Качество схем теплоснабжения

Федеральным законом «О теплоснабжении» заложен принцип планирования развития через утверждаемые схемы теплоснабжения и инвестиционные программы теплоснабжающих организаций.

Первичный процесс разработки схем теплоснабжения, в основном, закончился. По результатам их массовой проверки в системе качества НП «Энергоэффективный город», соответствующими государственным требованиям можно считать менее 10% от общего количества. Но главным успехом необходимо признать само появление схем теплоснабжения. Важны открытость информации, формулирование проблем и даже само низкое качество схем, как индикатор неспособности конкретных муниципалитетов и теплоснабжающих организаций обеспечить эффективное развитие систем теплоснабжения.

Задача – обеспечить нормативные сроки актуализации схем и их качественную переработку.

Как инструмент государственного и муниципального регулирования в сфере теплоснабжения, схемы должны соответствовать общей цели этого регулирования – обеспечивать качественное, надежное теплоснабжение наиболее экономичным образом. Поскольку качество и надежность можно обеспечить во множестве вариантов, то именно соблюдение условия экономичности создает конкуренцию проектов развития и определяет возможность оценки качества схемы теплоснабжения.

Основная сложность для уполномоченных федеральных и муниципальных органов – обеспечить не только контроль сроков разработки схем, но и их высокое качество, соответствующее цели. Имеется в виду не просто формальное наличие документа и соответствие государственным требованиям всех разделов схем, а и творческая работа по нахождению лучших вариантов.

Необходимо при актуализации схем найти варианты развития в реальных условиях, а не обосновать максимальные объемы инвестиций. Должен быть достигнут максимальный эффект в пределах конкурентного уровня тарифов. Понимая наличие проблем с финансированием реализации уже разработанных схем, муниципалитеты могут организовывать конкурсы на их актуализацию с оплатой исполнителей за снижение затрат при сохранении планируемых эффектов.

Необходимо обеспечить преемственность схем, введя обязательность анализа причин недостижения запланированных в предыдущей схеме ключевых показателей и общей эффективности функционирования теплоснабжения в динамике от базового года, принятого при первичной разработке.

Необходимо также ввести требование обязательности соответствия инвестиционных программ схемам теплоснабжения.

Для систем теплоснабжения, признанных в соответствии с «Правилами организации теплоснабжения» ненадежными и малонадежными, в схеме должен быть определен комплекс мер, обеспечивающих оперативное достижение надежного уровня.

Также необходимо решить проблему защиты интересов инвесторов, приступивших к реализации инвестиционных программ, при изменении инвестиционных условий схем теплоснабжения.

На практике некоторые муниципалитеты осознанно либо затягивают разработку и утверждение схем, либо легко преодолевают процедуру публичных слушаний и принимают схемы с существенными нарушениями, предпочитая сохранение существующих практик:

В КоАП введено административное наказание для должностных лиц за нарушение требований к схемам и срокам их разработки. В то же время, необходимо защитить муниципалитеты от недобросовестных разработчиков схем, выигрывающих конкурсы за счет ценового демпинга. Разработку схем необходимо считать НИОКР с соответствующими требованиями по квалификации исполнителей.

Тарифные индикаторы также могут быть использованы для формирования технических заданий на разработку или актуализацию схем теплоснабжения, с поручением разработчику найти вариант развития с тарифом ниже тарифного индикатора.

Если схема не прошла своевременно ежегодную актуализацию и в ней на предстоящий год указаны завышенные нагрузки потребителей, соответствующие убытки теплоснабжающей организации от неправильной тарификации должны компенсироваться из бюджета муниципального образования.

Необходимо отменить как необоснованное введенное для ценовых зон положение о схемах теплоснабжения отдельных систем теплоснабжения, которых в городе может быть десятки и даже сотни. Не рассматривая поселение в целом, найти эффективные решения для отдельных районов невозможно.

 6.2 Антимонопольное регулирование планирования развития

Планы развития систем теплоснабжения поселений, обосновываемые в схемах теплоснабжения, весьма часто подразумевают ограничение деятельности одного или нескольких хозяйствующих субъектов, включая ограничение нагрузки и планируемых инвестиций. Любой план развития, утверждаемый органами власти, ограничивает возможности конкуренции, основанной на избытке мощностей, принадлежащих разным владельцам.

В логике закона «О теплоснабжении» конкуренция построенных мощностей должна компенсироваться конкуренцией проектов, выбор которых происходит на основе одного критерия – меньшей приведенной стоимости теплоснабжения при равном эффекте по надежности и качеству.

К нарушениям равных условий конкуренции проектов относятся варианты искусственного занижения величины расчетных инвестиционных затрат на реализацию конкретных проектов:

Наблюдаются также другие методы ограничения конкуренции проектов:

Внедрению рассматриваемого антимонопольного регулирования мешает необходимость привлечения квалифицированных экспертов и сложившийся стереотип о наличии конкуренции только на товарных рынках.

Нарушения в схемах теплоснабжения часто настолько очевидны, что нет сложностей в доказательной базе, но практика псевдообоснований постоянно совершенствуется. В то же время, в некоторых случаях новые объекты строятся вообще без обоснования в схемах.

К методам борьбы с подобными нарушениями относится не только экспертиза и антимонопольное преследование, но и ограничение уровня тарифов и платы за подключение по индикаторам и тарифным формулам, совершенствование требований к порядку разработки и утверждения схем, конкурсы на право подключения нагрузки в кольцевых сетях и в районах массовой застройки, экспертный анализ эффективности использования бюджетных средств.

6.3 Комплексное планирование развития

Необходимо обеспечить совместное планирование развития систем теплоснабжения и иных систем жизнеобеспечения (электроснабжения, газоснабжения). В частности, СиПР регионов должны оценивать объемы и максимумы электроотопления, возможности замещения его другими способами обогрева, либо использования тепловых насосов и теплонакопителей разных типов.

Взаимовлияние систем теплоснабжения и систем электроснабжения в России огромно и не имеет мировых аналогов. Схемы теплоснабжения определяют не только развитие тепловых сетей, но и строительство ТЭЦ. Критический анализ суммы схем теплоснабжения в целом по региону позволит прогнозировать объемы ввода распределенной генерации. Фактически организация планирования от потребностей города позволит перейти к принципиально другим методам планирования энергетики страны, не «сверху» – путем покрытия потребности в энергоресурсах за счет крупных федеральных станций и сетей, а «снизу» – путем прогнозирования потребности каждого поселения, определения перспектив местной генерации и отнесения на федеральный уровень только обеспечения недостающей потребности.

Применяемая сегодня технология планирования сразу на уровне единой энергосистемы приводит к излишним инвестициям, созданию излишков мощности во всех элементах энергосистем и сохранению низкого уровня эффективности всей российской энергетики.

В газифицированных районах развитие систем теплоснабжения не может быть обеспечено без координации с развитием систем газоснабжения. В то же время сегодняшняя процедура подключения к газовым сетям новых или реконструируемых теплоисточников чрезвычайно длительна и непрозрачна.

Необходимо упростить бюрократические процедуры и для дефицитных регионов определить правила «очереди», включая приоритетность перераспределения высвобождаемого газа в результате реализации энергосберегающих мероприятий и оптимизации структуры энергоисточников.

Должны быть решены также следующие вопросы.

Планирование развития систем теплоснабжения должно осуществляться с учетом энергосбережения у потребителей. Необходимо ввести требования по увязке программ энергосбережения и схем теплоснабжения.

Массовая разработка схем теплоснабжения поселений подтвердила наличие проблемы завышенных инвестиционных потребностей, необходимых для обеспечения качества теплоснабжения и подключения новых потребителей. Отталкиваясь от существующей ситуации завышенных расходов теплоносителя, чрезмерных теплопотерь в сетях и подключенных зданиях, в схемах повсеместно планируется увеличение мощности энергоисточников и диаметров тепловых сетей.

Одновременно в программах энергосбережения предусматривается снижение теплопотребления подключенных зданий и потерь в сетях, причем высвобождение мощности обычно обходится существенно дешевле чем создание новой. Логично было бы отдать приоритет реализации энергосберегающих мероприятий, но существующая система государственного регулирования затрудняет объединение замещающих процессов.

Должны быть определены принципы введения расценок на мощность, высвобождаемую в процессе осуществления энергосберегающих мероприятий. Расценки должны соответствовать востребованности мощности для повторного использования либо возможностям вывода из эксплуатации части энергетических объектов.

Необходимо создать реестр высвобождаемой мощности в результате сноса зданий, их капитального ремонта, замены окон на стеклопакеты и т.д. Еще более полезен реестр потенциальных проектов высвобождения мощности, реализовать которые можно при появлении потребности. Выявление этого потенциала и определение зон перераспределения должны стать одними из основных задач энергоаудита и программ энергосбережения.

6.4 Энергоснабжение изолированных районов

До 70% территории России не охвачено федеральными электрическими сетями, соответственно эти районы являются приоритетными для развития малой энергетики, так как для нее просто нет альтернативы. Себестоимость производства тепловой и электрической энергии в этих районах чрезвычайно высока и определяется в основном стоимостью привозного топлива. В настоящее время снабжение таких районов практически полностью дотируется за счет средств федерального бюджета.

Именно в этих районах наиболее перспективно использование местных возобновляемых энергоресурсов, использование возможностей когенерации и энергосбережения в потреблении. Однако бюджетный кодекс в настоящее время не позволяет учитывать экономию от реализации подобных мероприятий, как минимум на срок окупаемости плюс 2 года.

Необходимо внести изменения в бюджетный кодекс, разрешающие при достижении экономического эффекта учитывать экономию бюджетов верхних уровней, распределяемых через межбюджетные трансферы.

6.5 Индивидуальные тепловые пункты

Развитие систем теплоснабжения должно осуществляться с учетом установки ИТП и постепенной ликвидации центральных тепловых пунктов.

Переход на ИТП с независимой закрытой схемой подключения со стороны потребителя и качественной автоматикой учитывающей влияние тепловыделений, солнца, ветра и дождя, обеспечивает:

Однако сегодня теплоснабжающие организации не могут закладывать в инвестиционные программы расходы на энергосбережение у потребителей, даже если это выгодно им самим.

Несмотря на очевидные выгоды, установка ИТП зачастую не поддерживается собственниками помещений. Проблема в том, что ИТП часто не окупаются за счет снижения уровня платежей от уменьшения объемов потребления. Так как, в соответствии с жилищным кодексом, ИТП является общедолевой собственностью собственников квартир, расходы на их эксплуатацию и ремонт должны оплачиваться жителями по защищенной статье расходов – обслуживание дома, с ее существенным увеличением, что воспринимается резко негативно и не ассоциируется с энергосбережением и даже с некоторым возможным снижением тарифов на тепловую энергию. В результате случаи реализации проекта со стороны потребителей без бюджетного финансирования чрезвычайно редки.

Проект не поддерживается и большинством управляющих компаний из-за отсутствия предсказуемых расценок на эксплуатацию ИТП, ответственности за сохранность сложной техники, большей точности определения объемов сливов теплоносителя внутри здания и боязни возникновения небалансов по теплосодержанию горячей воды.

Эффектов от реализации проекта со стороны теплоснабжающей организации существенно больше:

Создание совершенных систем теплоснабжения без систем регулирования в подключенных зданиях невозможно. Все успешные проекты модернизации реализовывались одновременно и в теплоснабжении, и в теплопотреблении.

Одним из вариантов модели реализации проектов по установке ИТП с ликвидацией ЦТП является заключение энергосервисных договоров между ТСО и управляющей организацией. Для этого необходимо разработать экономическую модель и тип контракта, обеспечивающих учет всех положительных и отрицательных эффектов, возникающих при реализации проекта у потребителей, управляющих компаний и теплоснабжающих организаций.

Поскольку в стране существуют тысячи ИТП, принадлежащих теплоснабжающим организациям, должен быть срочно решен вопрос разрешения теплоснабжающим организациям безвозмездного размещения в жилых зданиях и у других потребителей устройств регулирования теплопотребления и приготовления горячей воды. Потребитель, при наличии возможности, не должен иметь права препятствовать размещению в своих зданиях подобных устройств за счет теплоснабжающей организации.

6.6 Цифровизация систем теплоснабжения

Особенностями теплоснабжения являются жесткое взаимовлияние режимов теплоснабжения и теплопотребления, а также множественность точек поставки нескольких товаров (тепловая энергия, мощность, теплоноситель, горячая вода). Цель теплоснабжения, не обеспечение генерации и транспорта, а поддержание качества названных товаров для каждого потребителя.

Эта цель достигалась относительно эффективно при стабильных расходах теплоносителя во всех элементах системы. Применяемое в России “качественное” регулирование по самой своей сути подразумевает изменение только температуры теплоносителя. Появление зданий с регулируемым потреблением обеспечило непредсказуемость гидравлических режимов в сетях из-за изменения расходов на вводе подключенных зданий. Жалобы в соседних домах пришлось ликвидировать завышенной циркуляцией и соответствующими массовыми перетопами.

Применяемые сегодня гидравлические расчетные модели, не смотря на их периодическую калибровку, не могут обеспечить учет отклонений расходов на вводах зданий из-за изменения внутренних тепловыделений и потребления горячей воды, а также влияния солнца, ветра и дождя. При фактическом качественно-количественном регулировании, необходимо “видеть” систему в реальном времени и обеспечить:

Управление должно быть максимально автоматизированным, иначе его просто невозможно реализовать. Задача состояла в том, чтобы добиться этого без чрезмерных затрат на оборудование контрольных точек.

Сегодня, когда в большом количестве зданий имеются измерительные системы с расходомерами, датчиками температуры и давления, использовать их только для финансовых расчетов неразумно. “Цифровая” система управления теплоснабжения должна быть построена на обобщении и анализе информации «от потребителя».

При создании АСУ были преодолены типовые проблемы устаревших систем:

Современные системы управления теплоснабжением позволяют обеспечить одновременное технологическое и экономическое управление с эффектами, существенно превышающими затраты на их создание. Для обеспечения оперативного внедрения таких систем, необходимо ввести соответствующий раздел в схемы теплоснабжения.

6.7 Срок службы новых тепловых сетей

Реальный уровень тарифов обеспечивает сегодня замену около 2% тепловых сетей, что требует изменения принципиальных подходов к качеству конструкций и строительства тепловых сетей, с переходом к 50-ти летнему сроку их службы.

В России накоплен существенный негативный опыт эксплуатации тепловых сетей в ППУ изоляции, который показывает, что при увлажнении изоляции процессы коррозии стальных трубопроводов происходят значительно интенсивнее, чем при применении других конструкций. Так как такие сети прокладываются на малой глубине и без железобетонного канала, повреждения на них происходят с выбросом горячей воды на поверхность, что чрезвычайно опасно.

Осознав проблему, ведущие энергоснабжающие организации сформировали собственные повышенные требования к связанной конструкции трубопровод - ППУ изоляция - оболочка и осуществляют закупки в соответствии с ними. Большинство производителей, не имея возможности выполнить эти требования из-за несовершенства технологического процесса и оспаривают итоги конкурсов, в том числе в антимонопольных структурах, обосновывая претензии соблюдением ими требований ГОСТа. Лучшие производители выполняют это требования, причем без увеличения стоимости продукции.

Требуется детальная актуализация ГОСТов и сводов правил определяющих требования к изготовлению, проектированию и строительству тепловых сетей, с введением дополнительных требований обеспечивающих длительный срок службы.


Оставьте комментарий

Заполните поля и нажмите кнопку "Добавить". Поля отмеченные "*" обязательны для заполнения.

Представьтесь (Ваше ФИО или псевдоним до 50 символов)*:
Ваш е-mail (на форуме не отображается и не передается кому-либо)*
Ваше сообщение: *:
Организация / должность ( до 100 символов)
Город
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь
(защита от спама)*:

Сообщения не относящиеся к теме раздела, содержащие прямую рекламу или носящие оскорбительный характер будут удалены. Администрация портала не несет ответственности за добавляемые сообщения. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции сайта. Время Московское.

Проект. 4-я версия от 05.09.2016 г. Разработчик – НП «Энергоэффективный город» (Президент - Семенов В.Г.)



Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Технические семинары для специалистов теплоснабжающих предприятий подробнее