Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года >> >> III. Тарифное регулирование

Анонсы

16.04.19 В Анапе 26-28 апреля пройдет фестиваль «Зеленый киловатт - 2019» подробнее >>>

11.04.19 Четыре миллиона рублей молодым инноваторам: международная молодежная программа «Глобальная энергия» открывает прием заявок подробнее >>>

10.04.19 11 апреля Круглый стол «Законодательное обеспечение решения проблемы вывода из эксплуатации избыточных и неэффективных мощностей в электроэнергетике» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

15.04.19 Вячеслав Теплышев: «Необходимо реализовать потенциал энергосервиса в полной мере» подробнее >>>

09.04.19 Проблемы окружающей среды открыли дорогу новым драйверам экономического роста подробнее >>>

04.04.19 Возможно ли рассчитать окупаемость ВИЭ в России? // СТАТЬЯ подробнее >>>

04.04.19 Антон Усачев о настоящем и будущем «зеленой» энергетики в России подробнее >>>

Все новости портала

Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года

---

III. Тарифное регулирование

Комментариев - 1. Оставить комментарий

I. Общие положения

II. Надежность и качество теплоснабжения

III. Тарифное регулирование

IV. Обеспечение полноты платежей за тепловую энергию

V. Государственная отчетность теплоснабжающих организаций

VI. Развитие систем теплоснабжения

VII. Горячее водоснабжение

VIII. Когенерация

IX. Координация управления теплоснабжением

X. Критерии выбора единых теплоснабжающих организаций

XI. Концессия и аренда

XII. Отраслевая наука

3.1 Соблюдение баланса интересов поставщиков и потребителей

При российском климате и уровне платежеспособности населения невозможно решать проблемы теплоснабжения только за счет роста в тарифах инвестиционной составляющей. Необходимо принимать все возможные меры стимулирования процессов, обеспечивающих реальное снижение системных затрат при разумных надежности и качестве:

Тариф, это цена единицы товара, соответствующая его качеству, но весь период государственного регулирования тарифов в теплоснабжении оценивался не товар, а затраты на процесс его изготовления, что приводило к практической невозможности стимулирования повышения эффективности самого процесса. Сказывалась также специфика отрасли теплоснабжения, заключающаяся в первую очередь в том, что у самого товара – тепловой энергии нет критериев качества, они опосредовано описываются через характеристики теплоносителя и системную надежность.

В 2010 году с принятием 190-го ФЗ «О теплоснабжении» был начат переход к взаимоувязанному отраслевому законодательству. Не смотря на многочисленные недоработки, отраслевой характер закона позволил заложить основополагающие конструкции, не вызывающие сомнений и сегодня:

Учитывая социальные ограничения по росту тарифов, невозможность учета в них всех желаемых инвестиционных потребностей, муниципалитетам дано право через схему теплоснабжения находить баланс между качеством/надежностью - развитием – ценой.

Законом определены принципы, методы и способы регулирования тарифов, то есть он является полноценным отраслевым законом, определяющим за что конкретно, сколько и кому потребитель или участник процесса теплоснабжения платит. Попытки вернуться к внеотраслевым универсальным методам тарифообразования необходимо признать необоснованными из-за восстановления нетоварных конструкций непонятных потребителям.

Действующая система сдерживания темпов роста тарифов на коммунальные ресурсы без практики системного анализа самих значений тарифов привела к негативным последствиям как для потребителей, так и для теплоснабжающих организаций:

Сегодня, не смотря на все нововведения, основным подходом в тарифном регулировании остается индексация отдельных видов расходов в процентах от достигнутого уровня. Такая система материально поощряет худшие организации, уже имеющие высокий тариф. Действует антирыночное правило, по которому для обоснования дальнейшего роста высокого тарифа необходимо постоянно поддерживать низкий уровень надежности и высокий уровень расходов. Высокие тарифы провоцируют не улучшения, а необходимость сохранять большие издержки. Нарушается основной принцип справедливости уровня тарифов, по которому более высокий тариф должен соответствовать более высокому уровню качества и надежности.

Все это диктует необходимость перехода на принципиально иные методы тарифообразования, основанные на принципах понятных потребителю и воспринимаемых им как справедливые.

3.2 Основные принципы

Основой ценообразования в отрасли должно стать не регулирование на основе исторически сложившейся базы тарифа, когда главным является регулятор, а формирование тарифных формул, позволяющих потребителю или муниципалитету выбирать тарифное меню и гарантирующих соответствие тарифов уровню качества и надежности теплоснабжения. При этом радикально упрощается процедура утверждения цен (тарифов) с исключением существенной части бюрократических процессов.

Возможно формирование тарифной формулы на основе:

Внесенные в 2017 году дополнения в закон «О теплоснабжении» с ценообразованием по модели «альтернативной котельной» положили начало легитимности ценообразования по тарифным формулам. Причем в ценовых зонах введено одновременно несколько типов тарифных формул:

Эффективное ценообразование должно строиться исходя из того, что уровень тарифа, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения конкурентного качества теплоснабжения, с другой, он не должен провоцировать потребителя на поиск альтернатив. Для каждой системы централизованного теплоснабжения имеется несколько опасных уровней тарифов, когда усиливается конкуренция различных типов альтернативных теплоисточников (начиная с квартирных нагревателей горячей воды), то есть имеется тарифный диапазон, в котором проявляются и усиливаются тенденции на отключение от ЦТ. Стоимость альтернативных способов может рассматриваться и как тарифный индикатор - предельный уровень, выше которого не могут устанавливаться цены в системе теплоснабжения.

Применение методов тарификации по тарифным формулам и индикаторам должно способствовать появлению реальных стимулов для снижения издержек, причем для разных систем теплоснабжения оптимальными будут разные методы тарифообразования:

Могут применяться и смешанные конструкции, например:

Необходимо законодательно предусмотреть возможность применения разных методов тарифообразования. Также требуется ввести в практику добровольные долгосрочные регуляторные контракты в виде тарифных и инвестиционных соглашений между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, регулятором и органом муниципальной или региональной власти, предусматривающие фиксацию тарифной формулы без государственных ограничений по ее типу и конструкции.

3.3 Тарифные дотации

Законодательство об ограничении предельными индексами платы граждан в его сегодняшнем виде подразумевает искусственное ограничение тарифов для всех граждан с компенсацией за счет бюджета разницы между обоснованным размером тарифа и размером, который условно признан доступным. В таком виде компенсация предоставляется всем потребителям ресурса, вне зависимости от того, нуждаются они в поддержке или нет.

Для исключения вышеназванных диспропорций необходимо обеспечить переход к исключительно адресной системе социальной поддержки нуждающихся граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, плата за которые формируется, в основном, платежами за теплоснабжение и ГВС.

Только адресная система поддержки обеспечивает ряд ключевых преимуществ по сравнению с принятой сегодня системой сдерживания тарифов для всех граждан:

Только переход от системы дотаций к адресным субсидиям позволит обеспечить относительно безболезненный переход к обоснованному уровню тарифов в городах с заниженным уровнем тарифной базы.

Процедура получения субсидий для тех, кто в них нуждается, должна быть максимально упрощена и стать составной частью действующей системы жилищных субсидий.

3.4 Распределение топлива при производстве тепловой и электрической энергии на ТЭЦ для целей тарифного регулирования

Так как чрезмерно заниженные тарифы большей частью установлены для крупных систем теплоснабжения на основе ТЭЦ, энергетические компании используют все доступные методы для их повышения, в частности “физический” метод разнесения затрат на топливо при комбинированной выработке тепловой и электрической энергии. При таком переходе формально расход топлива на производство тепловой энергии часто оказывается выше, чем на современной котельной, что препятствует расширению зон теплофикации в схемах теплоснабжения. Внедрение современных тарифных конструкций с переходом к реальному уровню тарифов, позволит отказаться от конструкций, противоречащих законам физики.

Распределение топлива, в части комбинированного производства тепловой и электрической энергии, целесообразно осуществляться на следующих принципах:

Только в этом случае ТЭЦ будет конкурентоспособна на обоих рынках.

Практически эта задача решается фиксацией удельного расхода топлива по электроэнергии, с расчетом удельного расхода на тепловую энергию по характеристикам оборудования станции.

При работе части оборудования ТЭЦ в режиме котельной (без выработки электроэнергии) удельные расходы должны приниматься как для котельной и «не замешиваться» с общими. Это сегодня приводит к “бумажному” увеличению удельных расходов топлива на выработку электроэнергии и выводу якобы неэффективного оборудования.

Для конденсационной выработки электроэнергии на ТЭЦ удельные расходы должны приниматься как для конденсационной ГРЭС.

3.5 Двухставочный тариф

В настоящее время в подавляющей части поселений на тепловую энергию установлен одноставочный тариф.

Введение двухставочных тарифов (ставки за тепловую энергию и за мощность) позволит достичь решения нескольких актуальных для систем теплоснабжения задач:

При переводе небольшой части затрат на топливо из переменной в фиксированную часть тарифа, можно получить непривычный для теплоснабжающих организаций результат – чем меньше тепла будут потреблять подключенные здания, тем будет лучше для поставщика, то есть он реально становится заинтересован в энергосбережении.

Для массового внедрения двухставочных тарифов отсутствуют методологические проработки. Необходимо их осуществить и создать возможности для выбора из трех, принципиально различающихся типов тарифов. Общими у них является только переменная ставка, пропорциональная, в основном, удельному расходу топлива на 1 Гкал.

Варианты реализации двухставочного тарифа:

Необходимо проанализировать плюсы и минусы вариантов и разработать методологию установления двухставочных тарифов, учитывающую выбор варианта в соответствии со спецификой поселения.

В ставке за мощность необходимо учитывать наличие работоспособной системы резервного топлива.

Также необходимо разово признать фактические потери в сетях с оценкой их по объективной методике с одновременным введением показателей снижения по годам.

3.6 Плата за подключение

Практиковавшийся длительное время метод выдачи индивидуальных технических условий для осуществления их самим подключаемым лицом, учитывал все затраты на подключение конкретного потребителя. Для многих застройщиков расходы оказывались чрезмерными, а для других невысокими. Застройщики с высокой платой часто выбирали вариант строительства локальных теплоисточников или обустройства поквартирного отопления. Усреднение ставки за подключение в пределах разумного (нормируемого) расстояния от точки подключения, обеспечивает прозрачность и предсказуемость затрат застройщика и снижает количество отказов от подключения к централизованному теплоснабжению.

Действующая сегодня система стандартизированных тарифных ставок в зависимости от диаметров и типов вновь прокладываемых тепловых сетей, не привела к усреднению платы за подключение. При одной и той же подключаемой мощности и длине сети, плата может различаться в разы в зависимости от конкретной конструкции (набор диаметров, канальная и бесканальная прокладка), что способствует появлению коррупционных договоренностей.

Переход к стандартизированным ставкам в зависимости от подключаемой мощности обеспечит устранение вышеназванных недостатков. Введение дополнительных повышающих коэффициентов, при расстоянии от точки подключения до точки присоединения более установленной нормативной длины, позволит предотвратить экономически нецелесообразные подключения и снизит количество отказов в подключении.

Введение усредненной платы за подключение можно, несомненно, отнести к положительным решениям. Ее можно установить на «справедливом» уровне, то есть не сильно завышая тарифы на тепловую энергию (не в полной мере перекладывая проблемы бизнеса на социальных потребителей), и не завышая плату выше затрат на строительство конкурентного локального теплоисточника.

Необходимо ввести типовое разграничение работ, выполняемых за счет платы за подключение и за счет тарифных поступлений. В плате за подключение учитывать затраты на:

При разделении типов объектов, финансируемых из платы за подключение и из тарифа, не возникнет проблем с необходимостью корректировки долгосрочных тарифов.

В качестве альтернативного способа определения платы за подключение необходимо ввести метод основанный на использовании 2-х индикаторов, определяемых по результатам ежегодного исследования:

Плату за подключение в конкретном поселении можно устанавливать как базовую (по первому индикатору), умноженную на коэффициенты инфляции; плотности нагрузки в зоне подключения; климата; сейсмичности; удаленности, с верхним ограничением величины платы по второму индикатору (формула цены).

Критерием отказа в подключении будет служить более чем двукратное превышение расстояния от точки врезки до подключаемого объекта по сравнению с принятой базовой величиной. При подключении объектов находящихся на большем расстоянии, ТСО может выставить плату за подключение выше базовой ставки пропорционально расстоянию, либо, при заинтересованности в подключении, сохранить ее на базовом уровне.

При подключении потребитель должен иметь право выбора между одномоментным внесением платы за подключение или механизмом рассрочки: сниженная (или нулевая) плата за подключение, но обязательство о долгосрочном потреблении тепловой энергии по зафиксированной свободной цене (изменяемой по формуле цены).

Необходимо отменить норму установления платы за подключение в 550 руб. при подключении зданий с нагрузкой менее 0,1 Гкал/ч. В отличие от электроэнергетики, она не имеет никакого социального смысла, а, наоборот, приводит к увеличению платежей социально незащищенных потребителей, через тариф оплачивающих затраты на подключение:

При комплексном освоении территорий предпочтительна конкурсная процедура определения поставщика тепловой энергии. Проблемой является то, что критерий минимальной платы за подключение не является объективным показателем качества предложения претендента на осуществление теплоснабжения застраиваемого района. Необходимо ориентироваться на приведенные затраты, учитывающие и стоимость поставки тепловой энергии. Критерием выбора может служить лучшая предлагаемая долговременная формула цены на тепловую энергию при фиксированной плате за подключение. Должны быть разработаны типовые условия подобных конкурсов с определением требований к участникам и условий заявок.

При действующей сегодня модели в случае отсутствия технической возможности присоединения, застройщик должен выбрать вариант ожидания корректировки схемы теплоснабжения или согласия на оплату затрат по персональным техническим условиям. Выбор необходимо сделать, не обладая информацией ни о сроках корректировки схемы, ни о вероятности внесения в нее необходимых изменений, ни о величине платы по первому и второму вариантам. Необходимо определить порядок обеспечения застройщика сведениями необходимыми для указанного выбора.

3.7 Отмена регулирования

При присоединении к промышленным источникам, источникам организаций, для которых энергоснабжение не является основным видом деятельности, и системам теплоснабжения, построенным без учета в тарифах инвестиций на строительство, можно уже сейчас отменить государственное тарифное регулирование. У нового потребителя остается право построить свой теплоисточник, присоединиться к системе теплоснабжения общего пользования или к недозагруженному источнику промпредприятия по свободной цене и нерегулируемой плате за подключение. Такое решение повысит уровень конкуренции систем теплоснабжения.

 

Комментарии

Пташкин Павел Александрович, ООО "НИПИ ПРЭС" (Санкт-Петербург) [ / 05 13:54:05.07.2017]

Добрый день коллеги!
   Мое мнение:
   Потребление тепловой энергии на отопление почти не зависит от поведения Потребителя, а определяется климатом. Это принципиальное отличие от других видов ресурсоснабжения, регулирование объема потребления которых осуществляет сам Потребитель. Всегда существует некоторая неопределенность в объеме перспективного потребления тепла на отопление. Эта неопределенность - риск (изменения перспективного объема поставки ТЭ).
   Принципиально такой риск может быть распределен между ТСО и Потребителем 3 способами:
   1. Отопление - как услуга по поддержанию оптимальной температуры в помещениях Потребителей. Платежи (ежемесячные/ежегодные) за отопление фиксированы и определяются площадью помещения. Риск лежит полностью на ТСО. Такая модель существовала ранее, но от нее отказались.
   2. Отопление - как потребление тепловой энергии для компенсации тепловых потерь здания. Платежи зависят от объема потребления, при этом стоимость 1 Гкал фиксирована на период. Риски разделены между Потребителем и ТСО. Модель существует сегодня.
   3. Отопление - как компенсация затрат ТСО. Платежи рассчитываются по двухкомпонентному тарифу. Конечная стоимость 1 Гкал для Потребителя не фиксирована, а определяется соотношением "нагрузка"/"потребление". Риски лежат только на Потребителе.


Оставьте комментарий

Заполните поля и нажмите кнопку "Добавить". Поля отмеченные "*" обязательны для заполнения.

Представьтесь (Ваше ФИО или псевдоним до 50 символов)*:
Ваш е-mail (на форуме не отображается и не передается кому-либо)*
Ваше сообщение: *:
Организация / должность ( до 100 символов)
Город
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь
(защита от спама)*:

Сообщения не относящиеся к теме раздела, содержащие прямую рекламу или носящие оскорбительный характер будут удалены. Администрация портала не несет ответственности за добавляемые сообщения. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции сайта. Время Московское.

Проект. 4-я версия от 05.09.2016 г. Разработчик – НП «Энергоэффективный город» (Президент - Семенов В.Г.)



Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Технические семинары для специалистов теплоснабжающих предприятий подробнее