Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2025 года >> >> II. Надежность и качество теплоснабжения

Анонсы

25.04.19 Продолжается прием заявок на Премию ECO BEST AWARD! подробнее >>>

22.04.19 РАВИ приглашает на бесплатный вебинар "Ветроэнергетический рынок России. Актуальное состояние" подробнее >>>

16.04.19 В Анапе 26-28 апреля пройдет фестиваль «Зеленый киловатт - 2019» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

15.04.19 Вячеслав Теплышев: «Необходимо реализовать потенциал энергосервиса в полной мере» подробнее >>>

09.04.19 Проблемы окружающей среды открыли дорогу новым драйверам экономического роста подробнее >>>

04.04.19 Возможно ли рассчитать окупаемость ВИЭ в России? // СТАТЬЯ подробнее >>>

04.04.19 Антон Усачев о настоящем и будущем «зеленой» энергетики в России подробнее >>>

Все новости портала

Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2025 года

---

II. Надежность и качество теплоснабжения

Комментариев - 1. Оставить комментарий

I. Общие положения

II. Надежность и качество теплоснабжения

III. Тарифное регулирование

IV. Обеспечение полноты платежей за тепловую энергию

V. Государственная отчетность теплоснабжающих организаций

VI. Развитие систем теплоснабжения

VII. Горячее водоснабжение

VIII. Когенерация

IX. Координация управления теплоснабжением

X. Критерии выбора единых теплоснабжающих организаций

XI. Концессия и аренда

XII. Отраслевая наука

 2.1 Мониторинг надежности

С 2010 года МЧС регистрирует в системах теплоснабжения от 2 до 5 чрезвычайные ситуации в год. По сравнению с 90-ми годами прошлого века, их количество снизилось в десятки раз.

В то же время, по данным Ростехнадзора, в последние годы начался обратный процесс роста количества значительных отключений потребителей. Если в отопительный период 2010-2011 годов Ростехнадзор по информации из регионов зарегистрировал 8 аварийных ситуаций, то в сезон 2015-2016 годов их было 136 (из них 3 расследуемых Ростехнадзором), а 2016-2017 годов 348 (из них 8 расследуемых Ростехнадзором).

По результатам мониторинга Минстроя России в отопительный сезон 2016-2017 годов аварийность в тепловых сетях снизилась на 40%, а сетях горячего водоснабжения на 33%.

В соответствии с данными «Рейтинга эффективности систем теплоснабжения» сформированным Минэнерго РФ, в 2017 году в 19 субъектах РФ наблюдалась нулевая аварийность тепловых сетей (включая Санкт-Петербург), что нельзя признать достоверным.

По данным Росстата России число аварий на источниках теплоснабжения и тепловых сетях в 2016 году составило 5880 против 5799 в 2015 году.

Более достоверная информация содержится в схемах теплоснабжения конкретных поселений, в то же время, при наличии нескольких федеральных информационных систем, необходимо признать явное несовершенство мониторинга надежности теплоснабжения. Достоверно известно только о крупных длительных отключениях, так как они широко освещаются в СМИ.

Общее состояние оборудования систем теплоснабжения можно оценить, как относительно надежное. В то же время в нескольких крупных городах повреждаемость тепловых сетей достигла уровня 3-5 повреждений в год на 1 км. сети в двухтрубном исчислении. Повсеместно увеличивается средний срок службы магистральных сетей.

Проблемой многих поселений является неготовность комплекса систем энергоснабжения к нерасчетным или даже расчетным похолоданиям и игнорирование этой проблемы как участниками рынка, так и органами власти всех уровней.

Нормативно закрепленная государственная и муниципальная система управления надежностью в теплоснабжении состоит из нескольких составляющих:

В большинстве поселений вышеперечисленные действия осуществляются без профессиональной поддержки, через рабочие группы и штабы, а в значительной степени вообще не выполняются. В 2017 году паспорта готовности к отопительному периоду из 4705 муниципальных образований паспорта готовности к отопительному периоду получили 3736 или менее 80%, но по большинству из них не проведена даже оценка вероятности крупных аварий. В результате никто не знает, в каком поселении могут быть проблемы следующей зимой.

Учитывая существенные социальные и экономические последствия аварий в системах теплоснабжения, необходимо на федеральном и региональном уровнях организовать квалифицированную непрерывную работу по следующим направлениям:

 2.2 Проверка готовности к отопительному периоду

Законом «О теплоснабжении» определена обязательность проверки готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Функция проверки муниципальных образований возложена на Ростехнадзор, а проверку теплоснабжающих организаций и потребителей должны организовать муниципальные органы власти.

Действующие Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные Минэнерго России, требуют оценки не только объемов проведенных ремонтных работ, как было принято ранее, а и готовности к выполнению производственных функций, обеспечивающих надежность теплоснабжения. Муниципалитеты оказались не готовы к повышению качества проверок. В то же время большинство теплоснабжающих организаций может обеспечить качественную подготовку к отопительному периоду и надежность теплоснабжения без детальных процедур проверки государственными и муниципальными органами власти.

Для ликвидации избыточных бюрократических и контрольных процедур следует ввести риск-ориентированный подход к оценке готовности субъектов к отопительному периоду, основанный на результатах мониторинга показателей надежности и декларациях, а не на физических проверках.

В случае предоставления субъектом хозяйствования недостоверной информации должны предусматриваться существенные штрафы.

Объектные проверки должны проводиться обязательно в отношении ненадежных и малонадежных систем, а также надежных систем с отрицательной динамикой показателей.

Программы подготовки к отопительному периоду для поселений с ненадежными и малонадежными системами должны включать расчет прогноза коэффициентов надежности на следующий отопительный период и быть согласованы с Ростехнадзором, для подтверждения достаточности запланированных мероприятий. Если при проверке готовности к отопительному периоду будет выявлено невыполнение намеченных мер, то дальнейшие действия должны предприниматься в рамках региональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязательной частью системы предупреждения и ликвидации ЧС должна стать также проработка возможных сценариев каскадных аварий, начинающихся с ограничений по любому виду энергоресурсов. Во всех поселениях раз в год должны проводиться комплексные противоаварийные тренировки по разным сценариям нештатных ситуаций в энергоснабжении, с отработкой возможных цепочек каскадного развития аварий во взаимосвязанных системах тепло-, электро-, водо- и газоснабжения.

За последние 25 лет не проводились исследования топливного баланса и структуры энергетических мощностей с точки зрения комплексной энергетической безопасности. Территориальные балансы тепловой и электрической мощности не рассчитываются для условий ограничения или полного прекращения газоснабжения. Не производится сравнение приведенных затрат на создание и эксплуатацию устройств обеспечения резервным топливом и альтернативное развитие газотранспортной системы, в том числе с использованием СПГ.

На уровне государства и регионов необходимо выполнить названные исследования и разработать комплекс мер исправления ситуации.

2.3 Комплекс мер для ненадежных систем

Отнесение системы теплоснабжения поселения к ненадежной обычно означает такой уровень ее состояния, при котором сама теплоснабжающая организация оказывается уже не в состоянии переломить ситуацию. Обычно не помогает и смена оператора.

Для подобных систем необходимым условием оздоровления является разработка качественной схемы теплоснабжения как антикризисного плана с включением в нее комплекса мер по санации организации (управление, первоочередные мероприятия, использование внутренних ресурсов) и обеспечению текущей надежности. Схемы таких поселений должны проходить экспертизу в уполномоченном федеральном органе власти или в определенной им профессиональной организации.

При невозможности привлечения внешних инвесторов, для реализации разработанных мероприятий должны привлекаться средства бюджетов всех уровней, по процедурам предупреждения чрезвычайных ситуаций.

2.4 Промышленная безопасность и технический надзор

Федеральным законом № 116-ФЗ от 24.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» регулируется надежность только отдельных элементов систем теплоснабжения. Под действие закона попадает большая часть оборудования этих систем, так как оно либо работает под давлением, либо относится к взрывоопасному. По принятой классификации подавляющий объем оборудования систем теплоснабжения относится к опасным производственным объектам IV категории. Для него обязательным является только предоставление в Ростехнадзор сведений об осуществлении производственного контроля.

Необходимо четко разграничить понятия надежности и безопасности:

Для энергоснабжающих организаций и инвесторов существенным фактором внешнего риска является непредсказуемость появления новых требований надзорных органов, не обеспеченных тарифным финансированием. Нереализуемость этих мероприятий без дополнительного финансового источника способствует коррупции.

Необходимо ввести процедуру увязки утверждения инвестиционных программ и тарифов с появлением предписаний, требующих существенного финансирования. Новые требования должны иметь разумный срок внедрения.

 2.6 Требования к качеству теплоснабжения, закрепленные в условиях договора

Для защиты прав потребителей, с одной стороны, и для предотвращения необоснованного антимонопольного преследования теплоснабжающих организаций, с другой стороны, необходимо разработать типовые формы договоров, как приложение к «Правилам организации теплоснабжения», четко определив ответственность обеих сторон.

Надежность и качество обеспечиваются в интересах потребителей. Потребители должны заказывать уровень качества и надежности и получать компенсации при его нарушении. Необходимо предусмотреть установление в договорах соразмерной компенсации за нарушения качества и надежности теплоснабжения, выплачиваемых непосредственно пострадавшим потребителям. Размер этих штрафов должен стимулировать теплоснабжающие организации поддерживать необходимый уровень надежности и качества, в том числе через проведение ремонтных кампаний, работу с контрагентами, настройку систем и так далее.

В то же время необходимо отменить все существующие сегодня прочие штрафующие коэффициенты, как забюрократизированные и неэффективные.

2.7 Дополнительные меры по преодолению негативных тенденций, влияющих на надежность теплоснабжения

Необходимы меры:

Комментарии

Владимир Чащевой, пенсионер МО (Ст. Новотитаровская, Краснодарский кр. ) [ / 27 22:57:25.10.2016]

Централизованное отопление ненадлежащего качества и завышенные тарифы.
   От имени жильцов двух многоквартирных домов мы выиграли суды, доказав, что все установленные в домах теплосчётчики, используются не для подсчёта потребляемой тепловой энергии, а для обмана и грабежа потребителей.
   Из решения судов г. Армавира, Краснодарского края, от 20 марта 2008 г. и от 04 марта 2009 г. по искам жильцов дома № 59 по ул. Пионерской, а также от 30 сентября 2008 г. по искам жильцов дома № 4, пер. Новороссийский, следовало, что предоставляемые коммунальные услуги по энергоснабжению ОАО «ТЕПЭК –Тепловые сети» признаны услугами, не соответствующими надлежащему качеству. Суд обязал ответчика произвести перерасчёт оплаченных услуг за два отопительных сезона 2006-2007, 2007-2008г.; устранить нарушение в срок не позднее начала отопительного сезона 2008-2009г.; выплатить собственникам квартир за нанесённый моральный вред по 3000 рублей.
   
   Статьи в прессе под названием: «Батальоны просят тепла», «Реформа военного ЖКХ привела к вымораживанию гарнизонов по всей России», говорят о нашем беспредельном равнодушии к этому вопросу.
   В электронной книге "Наследство партии (ящик Пандоры)" говорится об основных причинах ненадлежащего качества централизованного теплоснабжения, которые ведут к неоправданно завышенным тарифам и использованию показаний теплосчётчиков не по их назначению. В книге рассказывается как удалось преодолеть прокурорские, судебные барьеры и выиграв суды, но это пока единичные случаи, а проблема глобальная и общероссийская, которую необходимо решать немедленно.
   


Оставьте комментарий

Заполните поля и нажмите кнопку "Добавить". Поля отмеченные "*" обязательны для заполнения.

Представьтесь (Ваше ФИО или псевдоним до 50 символов)*:
Ваш е-mail (на форуме не отображается и не передается кому-либо)*
Ваше сообщение: *:
Организация / должность ( до 100 символов)
Город
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь
(защита от спама)*:

Сообщения не относящиеся к теме раздела, содержащие прямую рекламу или носящие оскорбительный характер будут удалены. Администрация портала не несет ответственности за добавляемые сообщения. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции сайта. Время Московское.

Проект. 4-я версия от 05.09.2016 г. Разработчик – НП «Энергоэффективный город» (Президент - Семенов В.Г.)



Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Технические семинары для специалистов теплоснабжающих предприятий подробнее