Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Библиотека технических статей >> Аналитика и общие вопросы энергосбережения >> >>

Анонсы

21.06.18 Круглый стол «Специфика внедрения системы энергетического менеджмента на российских предприятиях» подробнее >>>

20.06.18 Комитет Государственной Думы по энергетике проводит «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение развития цифровой энергетики в России» подробнее >>>

18.06.18 Лучшие экологически ответственные компании получат право использовать знак «Выбор потребителей - 2018» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

21.06.18 Анализ и опыт применения тепловых геотермальных насосов в России // статья подробнее >>>

18.06.18 Музыканты записали видео с с использованием возобновляемых источников энергии // ВИДЕО подробнее >>>

21.05.18 ИД Коммерсантъ. Smart City & ЖКХ: Правовая основа энергосбережения и энергоэффективности // ВИДЕО подробнее >>>

10.05.18 ИД Коммерсантъ. Smart City & ЖКХ. Евгений Грабчак, Минэнерго РФ: Цифровая трансформация электроэнергетики России // ВИДЕО подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Аналитика и общие вопросы энергосбережения

Cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 | следующая >>

О реальных мерах повышения надежности и эффективности теплоснабжения

Доклад В.В. Кудрявого на заседании «Профессионального клуба энергетиков» 18 августа 2016 года, г. Москва

image001.jpg  
Виктор Васильевич Кудрявый
 – заслуженный энергетик России, заместитель министра энергетики России (1996-2003), бывший председатель совета директоров РАО ЕЭС России, доктор технических наук, профессор, в наст. время советник президента АО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп».

    А. Оценка обоснованности перехода к новой модели рынка тепла

30 мая 2016 г. Правительством Российской Федерации по предложению Минэнерго России внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Основная декларируемая причина внесения нового законопроекта – недостаток средств на модернизацию устаревшей инфраструктуры теплоснабжения. Закон лоббируют ПАО «Т Плюс», ПАО «Фортум» и ряд других территориальных генерирующих компаний. Его разработчики – российские структуры американских компаний «Carana» и «MсKinsey».

Новый законопроект составлен явно небрежно для столь значимого документа. В краткой Пояснительной записке (3 страницы), отсутствуют:

Создается впечатление, что лоббисты нового законопроекта последовательно предлагают депутатам отказаться от прав законодателей в принятии законов прямого действия для энергетики и, соответственно, от ответственности за последствия принятия нового законопроекта.

Фактически, важнейшие вопросы социальной стабильности общества, касающиеся жизнеобеспечения каждого гражданина, депутаты должны добровольно передать на откуп чиновникам. Формируется крайне неблагоприятная тенденция снижения авторитета парламентариев при потере в законодательстве основной функции – защиты интересов граждан. Мы забываем, что по действующей Конституции (ст. 71 п. «и») федеральные энергетические системы относятся к ведению Российской Федерации и по ним должны приниматься (ст. 76 ч. 1) или федеральные конституционные законы или федеральные законы, имеющие прямое действие. Указанные конституционные требования исключают «бланкетное право» от передачи полномочий, которое, к сожалению, превалирует в законах «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении».

Законодатели не получили в Пояснительной записке необходимый материал для оценки экономических последствий внедрения предлагаемого закона, включая общую сумму дополнительного обременения населения и бюджетных потребителей. Тем самым нарушен Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительного рассмотрения в части наличия в Пояснительной записке «мотивированного обоснования необходимости принятия или одобрения законопроекта» (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 02 июля 2014г. №4718-ГД).

В предлагаемом законопроекте вопросы теплоснабжения (от тарифных решений до структуры управления) необоснованно рассматриваются отдельно от электроснабжения, что для российских условий свидетельствует о некомпетентности или преднамеренных действиях, направленных на сохранение дезинтеграции отрасли в ущерб экономики.

Взаимовлияние обеих энергетических инфраструктур в России огромно и не имеет мировых аналогов. Производство электроэнергии на ТЭЦ больше, чем на ГЭС и АЭС вместе взятых, а общее производство электрической и тепловой энергии на ТЭЦ превосходит всю российскую генерацию. Подобного положения нет ни в одной энергетике мира. Кроме этого в нормальных режимах работы возможность эффективной эксплуатации – городских ТЭЦ, их способность нести полную мощность в период зимнего максимума нагрузок, эффективность топливоиспользования и итоговая рентабельность полностью определяются режимом теплоснабжения.

При аварийных ситуациях в системах электроснабжения (из-за остановки электродвигателей насосов, дымососов, вентиляторов) мгновенно прекращается производство тепла на всех теплоисточниках, работающих на любом виде топлива, что создает социальный коллапс для условий жизнедеятельности.

В свою очередь, во время аварий на городских ТЭЦ и в системах теплоснабжения (продолжительностью более суток) происходят массовые повреждения в электросетевых инфраструктурах из-за перегрузки кабельных и воздушных линий электропередач, трансформаторов при лавинообразном использовании потребителями электрообогрева.

Эта объективная особенность российской электроэнергетики, прямо влияющая на надежность и экономику ТГК, не учтена в действующем и предлагаемом законодательстве. Но без гарантированной прибыльности ТЭЦ проблемы теплоснабжения не решатся. Сегодня уже имеются прямые финансовые потери из-за отсутствия совместного рассмотрения электрических и тепловых балансов. Например, ввод 25-ти ГВт новых энергомощностей по программе ДПМ не позволил вывести из эксплуатации такой же потенциал на устаревших ТЭЦ из-за неизбежной потери тепловых мощностей для теплоснабжения рядом расположенных потребителей. В результате избыточные «вынужденные» мощности (20,0 ГВт) несколько лет финансируются за счет повышенных тарифов.

По этой же причине в предлагаемом законопроекте отсутствуют реальные предложения по выполнению декларируемого лозунга о приоритете комбинированного производства электрической и тепловой энергии.

Об этом же свидетельствует отсутствие мер, обеспечивающих возврат теплоснабжения промышленных потребителей к централизованному теплоснабжению от ТЭЦ. Но другого не могло и быть, так как при реформировании ОАО РАО «ЕЭС России» по предложению тех же зарубежных разработчиков создана (вместо дееспособного диспетчерского управления) новая структура Системного оператора – АО «СО ЕЭС», которая вопросами диспетчерского управления теплоснабжением от ТЭЦ больше не занимается.

Официальная причина внесения нового законопроекта – недостаток средств на модернизацию устаревшей структуры теплоснабжения. При этом лоббисты нового законопроекта, не предлагают ни каких мер по снижению затрат энергокомпаний, в чем у них обязана быть всесторонняя компетентность. Они опустошают карманы граждан, даже не ознакомившись со статистикой 2015 г. по их платежеспособности, увеличивая, без указания цены вопроса, тарифы на тепловую энергию. В условиях экономического кризиса такое решение создает угрозу социальной стабильности, не решая накопившиеся технические, организационные, финансовые проблемы.

Однако, в ранее представляемых презентациях, ожидаемый объем работ по модернизации теплоснабжения не скрывался и оценивался разработчиками величиной в 2,5 трлн руб. за 10 лет (с учетом кредитной ставки до 300 млрд руб. ежегодно). Очевидно, что инициатору таких предложений необходимо прежде всего представить детальную структуру собственных затрат в сравнении с аналогами лучших российских и зарубежных компаний, а также утвержденный график работ по их снижению, с целью использования освобождающихся средств для модернизации при действующих тарифах.

Предлагаемый подход будет полностью соответствовать Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанному Минэкономразвития России, где отмечено, что «особое значение приобретают меры по оптимизации издержек… В частности, необходимо снизить издержки на прочие расходы, доля которых в затратах коммунальных организаций неоправданно высока. В теплоснабжающих организациях она составляет свыше 40% (такая же, как и затраты на топливо и энергию)».

В законопроекте отсутствуют какие-либо четкие требования по созданию системы контроля целевого использования дополнительных доходов энергокомпаний (а также амортизационных отчислений, которые являются одним из источников финансирования капитальных вложений на реновацию основных фондов), позволяющих использовать их по основной цели законопроекта и совершенствованию нормирования всех видов энергетического бизнеса для создания системы эталонного сравнения.

Cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 | следующая >>

печатьраспечатать | скачать бесплатно О реальных мерах повышения надежности и эффективности теплоснабжения, Кудрявый В.В., Источник: ЭнергоСовет.Ru,
www.energosovet.ru

скачать архив.pdf (250 кБт)


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей