Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Библиотека технических статей >> Учет энергоресурсов >> >>

Анонсы

23.08.16 Ялта вновь собирает профессионалов в области энергетики подробнее >>>

28.07.16 Круглый стол «Актуальные проблемы регулирования повышения энергетической эффективности бытовой техники и иных товаров на национальном и наднациональном уровнях» подробнее >>>

27.07.16 21-23 сентября в Ялте состоится энергетическая конференция «НОВАЯ ЭНЕРГИЯ – ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

26.08.16 Детям будет тепло, а муниципалитету выгодно. Об опыте работы Павлово-Посадского района в области энергоэффективности (статья) подробнее >>>

25.08.16 Виктор Кудрявый "О реальных мерах повышения надежности и эффективности теплоснабжения" (статья) подробнее >>>

27.07.16 «К 2035 году солнечная энергия окажется почти бесплатной»: сотрудник Стэнфорда о стратегии Элона Маска подробнее >>>

21.07.16 Приглашаем авторов к сотрудничеству подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Учет энергоресурсов

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

 

Правда и мифы о диспетчеризации приборов учёта

Последние несколько лет активное внедрение приборов учета энергоресурсов создаёт спрос на диспетчеризацию. Она позволяет уйти от трудоёмких «ручных» методов сбора данных. Но всегда ли диспетчеризация эффективна? Наша статья поможет разобраться, что из распространённых убеждений о системах удалённого сбора показаний является правдой, а что мифом.

 

Диспетчеризация нужна теплоснабжающим компаниям

И правда, и миф

На рынке теплоснабжения оперируют три основных игрока: поставщик энергии, её потребитель и посредник в лице управляющей компании (УК). Логично, что контроль над показаниями приборов важен, в первую очередь, теплоснабжающей организации. При наличии большого количества теплосчётчиков ей, как продавцу энергоресурсов, нужно обеспечить достоверный сбор данных, своевременное выставление счетов, а кроме того, следить за корректностью работы приборов учёта, желательно онлайн. Это позволило бы выставлять абонентам достоверные и своевременные счета, и, соответственно, избегать скандалов и неприятных судебных разбирательств. Именно так дело обстоит в большинстве европейских стран.

Однако в России предприятия тепловых сетей приборы учёта не ставят. Они принимают их в эксплуатацию, но счётчики даже не находятся на балансе у ресурсоснабжающей организации! Вот и получается, что главному игроку отечественного рынка теплоснабжения системы сбора данных не нужны. Поэтому говорить о системах диспетчеризации в масштабах территорий обслуживания тепловых сетей пока бессмысленно.

Однако опыт Европы показывает, что рано или поздно и наши компании-поставщики энергоресурсов осознают необходимость организации и преимущества систем диспетчеризации.

Пример 1. Оденсе, Дания.

Задача. Перед городской теплоснабжающей организацией встала задача сокращения трудозатрат на сбор данных с большого количества индивидуальных приборов учёта.

Решение. Передвижная радиосистема: оборудование мусоровозов терминалами для дистанционного сбора данных энергопотребления.

Реализация. В жилых домах города Оденсе было установлено 30000 ультразвуковых теплосчётчиков с радиомодулями. Одновременно с этим, кабины мусоровозов, ежедневно объезжающих город, оборудовали трансивером, который содержит устройство для приёма данных и GSM-модем.

По мере движения мусоровоза от дома к дому, трансивер опрашивает счётчики, оказавшиеся в радиусе его действия. В ответ каждый прибор учёта передаёт данные о потреблённой энергии. Обмен информацией занимает от трех до пяти секунд. Теплосчётчики, показания которых были успешно переданы, на 30 минут остаются недоступными для повторного считывания. Это защита на случай, если грузовик дважды проедет мимо одного и того же объекта в течение короткого промежутка времени.

Ежедневно в определённое время GSM-модем передаёт собранные за день показания приборов учёта в тепловую компанию.

 

Таблица. Примеры некоторых технологий сбора и передачи данных

НазваниеОписаниеОсобенности
M-BusРешение для жилых домов с поквартирным учётом. Для коммуникации приборов используется двухжильный кабель, аналогичный телефонному проводу. Подключение осуществляется по параллельной схеме.
  • Питание счетчиков и компонентов сети независимы друг от друга; 
  •  Невысокая скорость, т.к. счётчики опрашиваются последовательно;
  •  Ограничение на общую длину шины;
  • Ограничения по количеству считываемых параметров.
LonWorks, BACnet, Modbus и т.п.

 

Используется для объектов со сложной технической инфраструктурой. Решение создано на базе универсальной высокоскоростной шины, которая позволяет осуществлять управление самыми разными инженерными системами.

 

  • Отсутствие серьёзных (для локального применения) ограничений по числу диспетчеризируемых устройств;
  • Возможность использования в различных целях – от дистанционного управления электродвигателями до автоматизации охранных систем.
Радио, беспроводнойM-Bus, ZigBee и т.п.

 

Решение для малоэтажной застройки или локальной системы диспетчеризации данных приборов учёта, расположенных в одном здании. Объединение оборудования в единую сеть обеспечивается при помощи беспроводных роутеров и радиомодулей, которыми укомплектованы счетчики энергоресурсов.
  • В условиях многоэтажной застройки требует продуманного подхода. Это связано с тем, что обилие высотных железобетонных строений уменьшает радиус действия передатчиков.
GSM/GPRSСвязь строится на базе существующих сотовых сетей. Диспетчерский терминал устанавливает прямую связь с каждым узлом учёта посредством GSM-модема и антенн. Решение подходит для сильноудалённых объектов.
  • Возможность создания и обслуживания разветвлённых и протяжённых сетей при сравнительно небольших финансовых затратах;
  • Зависимость от возможных сбоев и аварий в сети местного провайдера.

 

Диспетчеризация города берёт

Миф

Зачастую инициатива организации систем учёта и сбора данных исходят от муниципалитетов, которые преследуют, несомненно, благие цели. При этом сотрудники управ, не являясь техническими специалистами в учёте, не работают с системой впоследствии. Отсюда традиционные проблемы городской диспетчеризации счетчиков: непродуманность технических решений, отсутствие централизованного контроля над выполнением проекта, недовольство теплоснабжающих организаций навязанными «благами».

На сегодняшний день в нашей стране в удалённом сборе данных энергопотребления в действительности заинтересованы только современные, заботящиеся о развитии своего бизнеса управляющие компании. Являясь промежуточным звеном между абонентами и ресурсоснабжающей организацией, они ставят своей целью создание прозрачных и добропорядочных отношений с обеими сторонами. Для этого УК нужен надежный коммерческий учёт во всех жилых домах, находящихся на обслуживании.

Поэтому эффективными оказываются небольшие системы диспетчеризации, выполненные одним «хозяином» под конкретную задачу. Это либо управляющая компания, либо промышленное предприятие.

Пример 2. Мякинино, Россия (Московская обл.).

Задача. Перед специалистами компании, эксплуатирующей Энергоцентр «Мякинино», стояла задача обеспечения эффективности работы мини-ТЭЦ. Станция снабжает электроэнергией и теплом комплекс зданий правительства Московской области и собственный административно-офисный блок.

Решение. Установка приборов учёта на ключевых этапах производства и их объединение в сеть диспетчеризации.

Реализация. Внедрена система автоматического управления технологическими процессами (АСУ ТП). Она открывает доступ к данным приборов учёта в реальном времени и позволяет по запросу с диспетчерского пульта получать всю необходимую информацию. Данный подход полностью исключает вероятность ошибок персонала. «В любой момент можно снять «вживую» показания с приборов учёта и сверить баланс. Постоянный мониторинг работы оборудования Энергоцентра позволяет нашим специалистам своевременно реагировать на любые изменения ключевых показателей, что предотвращает внештатные ситуации, – рассказал Владимир Пак, ведущий инженер компании, эксплуатирующей Энергоцентр. – Конечно, всё это было бы сложно делать вручную, без автоматики и сетевых решений. Поэтому предусмотренная в используемых на предприятии теплосчётчиках возможность интеграции в выбранную нами систему сбора данных LonWorks, оказалась очень важной».

 

Диспетчеризация – модный тренд

Правда

В России распространена ситуация, когда диспетчеризацию начинают делать, ещё не имея качественного учёта как такового. Практической пользы нововведение не приносит, и, в конце концов, специалисты разочаровываются в этом инструменте, так и не поняв его преимуществ.

Если же цель ясна и есть надёжная база в виде единообразных и точных приборов учёта, диспетчеризация становится удобным и экономичным решением.

Пример 3. Когалым, Россия.

Задача. В 2009 году руководством компании, занимающейся установкой приборов учёта, изготовлением и последующим обслуживанием АБТП (автоматический блочный тепловой пункт), было принято решение о внедрении системы диспетчеризации тепловых пунктов в г. Когалым. Причины:

– желание улучшить качество обслуживания объектов;

– необходимость снижения количества аварийных ситуаций;

– сокращение времени персонала на объезды.

Реализация. На сегодняшний день в городе в сеть диспетчеризации объединены 160 домов. Сбор данных осуществляется посредством GSM-канала. «Изначально мы использовали отечественные теплосчётчики. Но с течением времени было принято решение об установке приборов импортного производства. Переход от российского оборудования к зарубежному– не прихоть. Дело в том, что технические характеристики установленных ультразвуковых теплосчётчиков наиболее точно соответствуют требованиям и управляющих компаний, и поставщиков ресурсов. Многофункциональность счётчиков позволяет широко применять различные модули, фиксировать учёт неисправностей и ошибок, утечек и т.п., – рассказывает Сергей Вечерко, главный инженер компании. – Кроме того, установленное оборудование обеспечивает широкие возможности связи. Допустим, если вдруг мы решим перейти от GSM-связи на радиоканал или любой другой способ передачи данных, не потребуется даже перепрограммирования приборов учёта. Достаточно укомплектовать оборудование другими модулями передачи данных».

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

печатьраспечатать | скачать бесплатно Правда и мифы о диспетчеризации приборов учёта, По материалам пресс-службы компании Kamstrup, Источник: ЭнергоСовет.Ru,
www.energosovet.ru

скачать архив архив.zip(18 кБт)


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2016
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее