Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Конференция
Главная >> Библиотека технических статей >> Учет энергоресурсов >> >>

Анонсы

01.08.18 Вебинар по теме «Наладка системы теплоснабжения при смене источника тепловой энергии» подробнее >>>

11.07.18 28 июля в Измайловском парке культуры и отдыха состоится семейный экологический Фестиваль «ECO LIFE FEST» подробнее >>>

09.07.18 III Международная научно–техническая конференция «Энергетические системы (ICES-2018) подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

17.08.18 ОТРажение. Энергоэффективные дома // ВИДЕО подробнее >>>

16.08.18 Опубликован промо-ролик Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче 2018 года // ВИДЕО подробнее >>>

15.08.18 Вячеслав Кравченко о программе модернизации теплоэнергетики // ВИДЕО подробнее >>>

09.08.18 Вышел новый номер журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Учет энергоресурсов

Анализ существующей нормативно-правовой базы учета энергоресурсов в ЖКХ и предложения по ее совершенствованию

А.В. Федоров,
исполнительный директор
ЗАО «Метрологический центр энергоресурсов»

В настоящее время происходят преобразования в таких областях, как недропользование, электроэнергетика, газоснабжение, коммунальное хозяйство и ряде других, связанных с потреблением, распределением и производством энергетических ресурсов. Прежде всего, эти преобразования направлены на создание свободного конкурентоспособного рынка энергетических ресурсов, доступных для каждого пользователя.

Анализ преобразований показывает, что в их основе лежит перераспределение функций управления и контроля за энергетическими ресурсами, а соответственно, регулирование их распределения и потребления, как на внутреннем рынке, так и при поставке за пределы Российской Федерации.

Проводимые преобразования послужили толчком к внедрению новых информационно-измерительных технологий, способных отслеживать перемещение, распределение и потребление ресурсов в рассматриваемых областях. Несомненно, при этом по-прежнему актуальной остается проблема учета энергоресурсов.

Качество учета достигается через комплексное управление функцией учета органами исполнительной власти и управлением процессами учета в организации.

Управление на уровне органов исполнительной власти проводится посредством разработки и внедрения нормативных документов, а также контроля и надзора за их выполнением. Однако и в этом направлении мы сталкиваемся с определенными трудностями.

По-прежнему не решены проблемы, связанные с небалансами ресурсов, взаимоотношениями поставщиков и потребителей, а также самих организаций и контролирующих государственных органов.

Основной причиной существования перечисленных проблем является отсутствие единых требований к учетной политике организаций, деятельность которых связана с энергетическими ресурсами. Следует отметить, что формирование учетной политики таких организаций имеет свои особенности.

Учетная политика, разрабатываемая в организации, по сути, отдана на откуп самим организациям и, соответственно, ее качество определяется уровнем подготовки тех специалистов, которые формируют ее — как правило, бухгалтеров. Вместе с тем, учет энергоресурсов в организации — это коллективный труд и творчество инженеров, технологов, метрологов, экономистов, юристов и, конечно же, бухгалтеров. Соответственно, и вопросы достоверности учета начинаются не с бухгалтерских форм первичной отчетности, а с правильности выбора средств учета и их применения, соблюдения технологических режимов и условий, проработанности регламентирующих документов, экономической целесообразности, подготовки специалистов.

Так, например, в соответствии с требованиями Налогового кодекса количество добытого полезного ископаемого и применяемый при этом метод определяются налогоплательщиком самостоятельно. Метод определения количества добытого полезного ископаемого также подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика.

Таким образом, в отношении учетной политики для организаций, связанных с энергоресурсами, вопросы ее формирования должны стоять намного шире, нежели только в рамках бухгалтерского законодательства.

Опыт работы в области учета тепловой и электрической энергии, воды, нефти и газа показал, что основными причинами, порождающими небалансы, по значимости являются:

несовершенство технологий и несоблюдение технологических режимов;

нештатные и аварийные ситуации и невыполнение условий применения технических средств;

недостатки в системе метрологического обеспечения учетных операций.

Если первые две причины небаланса непосредственно определяют величину фактических потерь энергоресурсов в организациях, то недостатки в системе метрологического обеспечения напрямую связаны с достоверностью их оценки. Следует подчеркнуть, что точность определения фактических потерь соизмерима с самими значениями оцениваемых потерь.

Исходя из этого, каждая организация в целях получения достоверной учетной информации вправе устанавливать дополнительные обоснованные нормы и поправки к показателям учета в пределах своей компетенции, действующих норм и правил, что вполне соответствует требованиям ФЗ РФ «Об энергосбережении».

Оптимизация нормативов и других показателей должна обеспечить снижение рисков организаций и государства при определении налогооблагаемой базы и взаимных расчетах за использование энергоресурсов. При этом результаты исследований и расчетов нормативов и показателей должны подвергаться экспертизе, согласованию и утверждению установленным порядком.

Важным моментом в обеспечении достоверного учета является правило принятия результата измерений к учету. Здесь, прежде всего, следует четко разграничивать процедуры учета и измерений энергоресурсов на всех технологических этапах. Следует принять во внимание, что учет — это документирование установленным порядком по результатам учетных операций показателей количества и качества энергоресурсов. По учетным данным составляются финансовые документы, в связи с чем (в отличие от результатов измерений) неприемлемо указание погрешностей учета.

Тем не менее, на практике результат измерения количества энергоресурса, прежде чем попадет в первичные бухгалтерские документы, может претерпеть несколько корректировок, причем зачастую необоснованно.

Например, анализ сложившейся ситуации по учету тепловой энергии, электроэнергии, природного газа в Московской области показал, что, несмотря на соблюдение всех норм и правил по метрологии в отношении применяемых средств измерений, незаконно корректируются показания приборов одних юридических лиц по отношению к другим, в зависимости от метрологических характеристик. Наглядный пример такого решения за-

дач учета метрологическими средствами приведен в МИ 2578-2000 «Методика выполнения измерений количества природного газа в Московской области ...и использования этих результатов при распределении небаланса между поставщиком и потребителями».

Представленный в документе алгоритм списания потерь, возникающих у поставщика, на потребителя неминуемо приведет к возникновению конфликтных ситуаций. При этом поставщик не будет обременять себя дополнительными расходами на мероприятия по снижению потерь в своей организации, что и делается успешно в настоящее время не только в Московской области. В конечном счете, за все платит население, что противоречит ФЗ РФ «Об обеспечении единства измерений», направленному на защиту прав и законных интересов граждан от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Таким образом, целесообразно в качестве правила принятия результата измерений к учету принять следующее: результат измерений на границе балансовой ответственности при соблюдении обязательных требований по метрологии корректировке не подлежит.

Важным аспектом в решении спорных вопросов между поставщиками и потребителями является разграничение обязательных и добровольных требований к технической политике организации в области учета ресурсов. Реализация этого положения определена в ФЗ РФ «О техническом регулировании». В соответствии с основными положениями данного ФЗ:

никто не вправе навязывать требования извне к организации при выборе методов и средств учета, если это не оговорено соответствующим законодательством;

каждая организация вправе проводить самостоятельно свою техническую политику в пределах норм и правил, установленных действующим законодательством.

В соответствии с этим наличие средств учета у сдающей и принимающей сторон на границе балансовой ответственности и удовлетворяющих требованиям по точности и достоверности, установленным нормам, не дает им преимущества в выборе основного учетного средства. Критерием выбора основного средства учета может быть близость к фактической границе балансовой ответственности организаций и адекватность рисков организаций.

Основным принципом разграничения обязательных и добровольных требований должно стать следующее: внутренние противоречия в организации, следствием которых является наличие фактических потерь сверх установленных норм, не должны порождать внешние противоречия, то есть спорные вопросы между организациями, а также между организациями и государством.

Необходимо дополнить, что наиболее проработанной является техническая и методическая составляющая метрологического обеспечения учета, но только в области распространения статьи 13 Закона «Об обеспечении единства измерений». К сожалению, существующая система метрологического обеспечения, действующая в России, далека от совершенства, что связано с недостаточным развитием эталонной базы, низкими технологиями отечественного приборостроения и недостаточным использованием научных достижений. Это приводит к тому, что крупнейшие компании, производители, поставщики и потребители вынуждены ориентироваться на зарубежные разработки. Вместе с тем, опыт работы в рассматриваемой области показывает, что даже такой подход не обеспечивает надлежащего качества учета энергоресурсов, что в свою очередь также приводит к разногласиям в применении технических средств учета и их результатов измерений.

Одной из важнейших компонент совершенствования метрологического обеспечения учета энергоресурсов в России является привлечение финансовых средств крупнейших компаний к разработке и развитию отечественной системы метрологического обеспечения учета на всех производственно-технологических этапах. Уже на сегодняшний день в стране в виде макетов и экспериментальных образцов существуют средства измерений, подтверждающие работоспособность новых методов измерений количества и качества нефти на скважинах, газа и других энергоресурсов. Проводимые работы инициативного характера требуют для своего завершения и доведения до товарного вида финансовых средств и уверенности в реализации на отечественном рынке.

Следует также отметить, что в связи с тем, что результаты учета используются для принятия решений разными категориями пользователей (налоговые и таможенные органы, потребители, поставщики, вышестоящие организации и др.), то во многих случаях эти данные требуют специального подтверждения — аудиторского заключения.

Одним из инструментов такого дополнительного контроля должен быть метрологический аудит, который может осуществляться собственными силами предприятия либо с привлечением специалистов аудиторской фирмы.

Особенно важен такой инструмент при проведении таможенного контроля за ресурсами, отчуждаемыми за пределы Российской Федерации. Основная его задача — снижение рисков таможенного контроля.

Многие руководители и бухгалтерские работники считают, что приказ об учетной политике — формальный документ, который нужно быстро написать, сдать в налоговые органы и забыть о нем. А между тем, грамотно ссылаясь на этот документ, можно выиграть сложные, а порой и практически безнадежные арбитражные дела. Кроме того, грамотное представление в учетной политике показателей, полученных проведением исследований и расчетов, позволяет оптимизировать налоговые нагрузки.

печатьраспечатать | скачать бесплатно Анализ существующей нормативно-правовой базы учета энергоресурсов в ЖКХ и предложения по ее совершенствованию, Федоров А.В., Источник: Журнал «Энергонадзор и энергобезопасность» №2, 2006 г.,
www.iestream.ru

скачать архив скачать архив.zip(10 кБт)


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей