Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Библиотека технических статей >> Энергосбережение в быту >> >>

Анонсы

25.05.18 Прием заявок на участие в премии ECO BEST AWARD продолжается! подробнее >>>

22.05.18 14 июня Круглый стол «Влияние развития электромобильного транспорта в мире на ТЭК России» подробнее >>>

22.05.18 Лауреатов премии «Глобальная энергия» - 2018 объявят 7 июня подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

21.05.18 ИД Коммерсантъ. Smart City & ЖКХ: Правовая основа энергосбережения и энергоэффективности // ВИДЕО подробнее >>>

10.05.18 ИД Коммерсантъ. Smart City & ЖКХ. Евгений Грабчак, Минэнерго РФ: Цифровая трансформация электроэнергетики России // ВИДЕО подробнее >>>

18.04.18 Проблемы развития рынка тепловых насосов в России и необходимость государственной поддержки их внедрения // СТАТЬЯ подробнее >>>

02.04.18 Большое интервью с академиком Олегом Фаворским об энергетике подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Энергосбережение в быту

Энергосбережение – магистральный путь реформирования ЖКХ

М.И.Яворский, Региональный центр управления энергосбережением

Расчеты показали, что в области энергетический ресурс полезно используется на 30,9 %. Остальное – потери при производстве, передаче и преобразовании всех видов топлива и энергии. И это не самый худший показатель по России.

Именно поэтому проблема энергосбережения вот уже пять лет является приоритетным направлением деятельности администрации изаконодательной власти. Областная исполнительная и законодательная власть исходили из того, что энергосбережение является долгосрочной, стратегически важной составляющей государственной политики, в целенаправленной реализации которой заложены немалые резервы благоприятного воздействия на преобразования сложившегося социально-экономического уклада общества.

Энергосбережение - весомый энергетический ресурс. Извлечение этого ресурса может на треть закрыть энергетические потребности России. При этом не нужно строить новые шахты, бурить скважины. Извлекается этот ресурс не из земли или воды, а из умов людей! Это интеллектуальный ресурс. Может быть, Томская область потому и продвинулась вперед, что с максимальной отдачей использовала и использует возможности этого ресурса.

В соответствии с постановлением главы администрации в 1996 году разработана “Программа энергосбережения Томской области”. Срок ее действия 1997-1999-2003 годы.

В основе концепции программы системный, комплексный подход к созданию условий для энергосбережения, сокращения затрат на все виды энергий и топлива в бюджетной сфере всех уровней, использования собственного энергетического потенциала области, обеспечения ее энергетической безопасности.

Программа состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

• правовое и финансовое обеспечение реализации программы;

• концепция формирования (мотивации) общественного поведения по проблемам энергосбережения;

• комплекс мероприятий технологического и технико-экономического характера для энерго- и ресурсосбережения;

• приоритетные мероприятия на срок действия программы.

Программой предусмотрены цели и задачи в производственной, экономической, социальной, политической сферах деятельности.

Программа послужила основой для разработки законов Томской области: “Об основах энергосбережения на территории Томской области” и “Об обеспечении электрической и тепловой энергией потребителей Томской области”, а также ряда решений областной Думы и постановлений областной администрации. Разработаны также нормативно-правовые базы энергосбережения муниципального образования, энергосбережения для закрытых   территориальных   образований (ЗАТО), для ряда отраслей и предприятий области. Разработанная нормативно-правовая база программы была подвергнута экспертизе The Tacis Eastern Energy Cenres Project и последующей корректировке с учетом замечаний экспертов компаний INNOTEC (Германия) и FORTUM (Финляндия).

Программа содержит систему инвестиционных проектов, представленных предприятиями и организациями области и отобранных как приоритетные для реализации в 1997-1999 годах и в дальнейшем в 2000-2003 годах.

По мере разработки отраслевых программ энергосбережения они включаются в областную программу. Уже включены программы АО “Томскэнерго”, АО “Томскгазпром”, коммунальной отрасли. Разрабатываются программы НК “Юкос” и СХК с окончанием работ в 2001 году. Совместно с Центром энергосбережения РАО ЕЭС осуществляется пилотный проект региональной программы энергосбережения для реализации ее в других регионах РФ.

Раздел Программы “Инвестиционные мероприятия по энергосбережению 1997-1999 годов и до 2003 года” содержит 17 инвестиционных проектов.

За четыре года реализации программы практически закончено формирование нормативно-правовой базы, хотя она постоянно совершенствуется.

На предприятиях ВПК производятся приборы учета тепловой и электрической энергии, бытового газа, выпускаются энергосберегающие натриевые лампы высокого давления. Применение их в освещении только Томска дает годовой эффект 1,5 миллиона рублей (это практически 20% затрат на освещение города).

Энгергосбережение в муниципальном предприятии “Водоканал” дает ежеквартально снижение затрат в себестоимости воды и водоотведения 1200 тысяч рублей.

Положено начало созданию автономных источников электрической и тепловой энергии на месторождениях нефти и газа.

Следует отметить, что при дефиците энергии, в факелах нефтяных месторождений НК “Юкос” продолжает гореть нефтяной газ, эквивалентный 350 мВт электрической мощности при дефиците 500 мВт.

В целях формирования (мотивации) энергосберегающего поведения на энергетических факультетах Томского политехнического университета открыта специализация “Энергосбережение”. Проводится повышение квалификации по энергосбережению технического и управленческого персонала, в том числе властных структур. Созданы методические пособия для дистантного образования по энергосбережению, выпущены новые книги для школ и высших учебных заведений.

На региональном уровне проблемы решаются, однако есть проблемы, которые следует решать на федеральном уровне. В первую очередь, федеральная целевая программа энергосбережения должна получить правовую и финансово-экономическую государственную поддержку.

Необходимо совершенствование федерального закона об энергосбережении. Существующий закон рамочно-декларативный: он не решает ни экономических, ни управленческих, ни административных, ни финансовых проблем. Закон требует полной переработки, при этом следует обратить особое внимание на разграничение полномочий между ветвями власти: федерации и регионами, органами местного самоуправления, государственными структурами, энергосберегающими организациями и потребителями и т.д.

Следовало бы четко оговорить экономические механизмы, льготы и меры ответственности за неисполнение нормативно-правовых актов. Экономические механизмы также надо определить на федеральном уровне: прежде всего это включение обоснованных затрат на топливо и энергию, относимых на себестоимость продукции в установленном порядке. Сегодня это только продекларировано в законе. Это же относится и к льготному налогообложению на федеральном уровне.

Следует установить такие правила игры, когда сжигание газ в факелах месторождений будет экономически нецелесообразным. Пока, к сожалению, ситуация выглядит иначе.

Необходимо выделение средств в федеральном бюджете на решение проблем энергосбережения. Так, например, совместно с подразделениями Минтопэнерго мы провели в 1998 году энергетические обследования некоторых объектов федеральной собственности (в высших учебных заведениях). Однако средства на реализацию предложений не выделены. А эффективность такого выделения средств можно проследить на примере Сибирского государственного медицинского университета. Университет потребляет в год энергоресурсов на 6 миллионов рублей из бюджетных федеральных средств. Если этому университету выделить 3 миллиона рублей в год, то ровно через год он будет потреблять энергии на 3,5 миллиона рублей. Экономия средств 42%. И так практически по всем объектам федеральной собственности.

В Федеральный образовательный стандарт следует ввести обучение энергосбережению в школах, средних и высших учебных заведений.

В заключении еще раз подчеркнем, что необходима государственная поддержка федеральной целевой программы на всех уровнях управления, потому что каждый вложенный в программу рубль дает от 2,5 до 4 рублей экономии. Об этом говорит четырехлетний опыт функционирования томской программы “Энергосбережение”.

О Концепции энергетической безопасности Томской области

Энергетическая безопасность в системе национальной безопасности России играет существенную роль вследствие определяющего положения российской энергетики в экономике и социально-политической сфере страны.

Энергетическая безопасность вливается в широкую проблему ресурсной базы энергетики: влияние на топливо и энергоснабжение потребителей; угроз экономического, социально-политического, техногенного, внешнеэкономического, природного происхождения; несовершенства управления энергетикой и нерационального использования энергетических ресурсов.

Актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности Томской области обуславливается динамичностью и остротой происходящих в России экономических и социально-политических изменений. Это, прежде всего, подтверждается:

ускорением роста физического и морального износа оборудования, ограничением реконструкции и развития основных фондов ТЭК из-за отсутствия финансовых средств;

утратой проектных и строительных заделов;

недостатком инвестиционных и оборотных средств предприятий ТЭК;

суровыми природно-климатическими условиями;

незначительным вкладом области в суммарные энергетические показатели Российской Федерации;

несовершенным энергетическим балансом Томской области.

Региональная политика обеспечения энергетической безопасности Томской области должна обеспечиваться комплексом экономических, нормативно-правовых, организационных, научно-технических и иных мер при упреждающем управлении, формирующем:

предпосылки для выживания при возникновении кризиса;

защиту жизненно-важных интересов в отношении ресурсного потенциала, сбалансированности и динамики роста;

средства и способы защиты от дестабилизирующих воздействий;

конкурентоспособность продукции;

нормальный уровень жизни населения и устойчивые личные перспективы жителей.

Обоснованность претензий на проведение собственной энергетической политики и собственного антикризисного управления Томской области заключается:

в способности органов управления адекватно реагировать на резкие политические, социальные и экономические изменения;

в способности самостоятельно (без вмешательства Федерации) реагировать на сложные региональные аварийные ситуации с неопределенными экономическими и социальными последствиями;

в возможности на договорной основе гарантированно получать и поставлять энергоресурсы за пределы территории;

в стремлении достигнуть соответствия энергетических стандартов, действующих на территории, мировым для обеспечения достойного уровня жизни населения;

в стремлении создать на территории условия для свободного, демонополизированного, открытого рынка энергии и энергоресурсов.

Основной целью проводимой региональной властью энергетической политикой является обеспечение энергетической безопасности территории.

Для реализации концепции энергетической безопасности в Томской области и распространение ее положительного опыта необходимо в первую очередь разработать в срочном порядке и принять на Федеральном уровне ряд важных законодательных актов:

§ Закон РФ Об энергетической безопасности;

§ Закон РФ Об обеспечении потребителей тепловой, электрической энергией и топливом;

§ Закон РФ Об электроэнергетике;

§ Закон РФ О диспетчерском управлении в России;

§ Закон РФ О тарифной политике в энергетике

Реальным способом борьбы с некомпетентностью в системах управления и прежде всего во властных структурах является аттестация. Необходимо чтобы каждый чиновник при вступлении в должность сдавал Государственный экзамен, а периодически он должен серьезно учиться и проходить аттестацию

(Доклад президенту РФ на совещании в Томске в феврале 2001 года)

А.Карыпов

Томский Региональный Центр управления энергосбережением

 

печатьраспечатать | скачать бесплатно Энергосбережение – магистральный путь реформирования ЖКХ , Яворский М.И., Источник: Томский Региональный Центр управления энергосбережением,
www.es.tomsk.ru

скачать архив скачать архив.zip(10 кБт)


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей