Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Архив номеров >> Энергосервис и ЭСКО >> >> Архив номеров

Анонсы

13.11.18 Бесплатный вебинар о ТИМ в теплоснабжении, которую планируют сделать обязательной для объектов с госфинансированием подробнее >>>

06.11.18 Конференция «Инновационные решения в области энергоэффективности и энергосбережения для объектов образования» подробнее >>>

27.09.18 5 октября пройдет лекция лауреата премии «Глобальная энергия» - 2018 Мартина Грина о собственных разработках и тенденциях в области солнечной энергетики подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

07.11.18 Вышел новый номер журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" подробнее >>>

26.10.18 История создания и развития ветроэнергетики в Советском Союзе // СТАТЬЯ подробнее >>>

25.10.18 Опубликованы материалы конференции «Теплоснабжение-2018: Методы повышения эффективности бизнеса» подробнее >>>

19.10.18 Почему в Рязани после модернизации освещения стало темно по ночам // СТАТЬЯ подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (53) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (5532 kБ)

Необходимые шаги к реализации энергосбережения за счет привлеченных инвестиций на объектах бюджетной сферы города Москвы



Рубрика: Энергосервис и ЭСКО
Автор: С.Ю. Шувалов

К.т.н. С.Ю. Шувалов, заместитель директора ГКУ «Энергетика», г. Москва

 Энергосбережение, как явление нашей жизни, уже давно укоренилось в нашем сознании как вещь безусловно нужная, правильная, но далеко не всегда просто реализуемая вследствие целого ряда объективных и субъективных причин. Основным препятствием на пути реализации энергосберегающих мероприятий является их изначальная дороговизна и, как следствие, отсутствие финансовых средств на реализацию мероприятий вообще или невозможность в данный момент отвлечения финансовых средств, необходимых на более важные неотложные нужды. Возможным решением для преодоления препятствия может стать привлечение внебюджетных средств для реализации комплекса мероприятий по энергосбережению на объектах бюджетной сферы по схеме энергосервисных контрактов.

Предметом энергосервисного контракта выступает осуществление исполнителем на объекте заказчика мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Особенностью таких контрактов является то, что все мероприятия реализуются за счёт средств инвестора, а возврат инвестиций осуществляется из достигнутой экономии энергетических ресурсов, которая возникает после реализации энергосберегающих мероприятий. Такая форма позволяет проводить модернизацию сразу на десятках объектов, не отвлекая бюджетные ресурсы.

Мероприятия по энергосбережению в бюджетной сфере, реализуемые за счет внебюджетных источников финансирования (в том числе, в рамках энергосервиса), находят широкое распространение на территории Российской Федерации. Прежде всего, энергосервис востребован там, где бюджеты учреждений не имеют краткосрочных или среднесрочных перспектив на реализацию энергосбережения или, априори, бюджет учреждения является дефицитным. Несмотря на то, что Москва в финансовом плане имеет больше возможностей, нежели другие регионы страны, привлечение внебюджетных источников для города в целом, а для бюджетных учреждений в частности, является задачей не менее актуальной, чем в других регионах. Привлечение инвестиций дает возможность, в конечном итоге, рационально распределить имеющиеся средства, решить иные не менее значимые проблемы, к рассмотрению которых ранее не было ни времени, ни средств.

Простой анализ открытых данных сайта Единой информационной системы в сфере закупок показывает, что на 11225 объектов государственных бюджетных учреждений города Москвы на текущий момент приходится всего лишь один энергосервисный контракт (заключённый в 2015 г.). Вместе с тем, потенциал государственных бюджетных учреждений по экономии тепловой и электрической энергии сопоставим с потенциалом в многоквартирных домах и вполне реализуем в рамках проведения энергосервисных мероприятий. По экспертным оценкам для реализации энергосберегающих мероприятий по схеме энергосервисных контрактов в масштабах всего города подходит около 4500 зданий. Общий потенциал экономии энергетических ресурсов оценивается в 841,5 тыс. Гкал тепловой и 550 млн кВт∙ч электроэнергии в год, что при действующих тарифах составит 5,2 млрд руб. в год при общем размере внебюджетных инвестиций около 18 млрд руб.

Реализация вышеуказанной концепции и рассматриваемого потенциала позволит не только сэкономить бюджетные средства и модернизировать системы энергопотребления, но и увеличить количество рабочих мест, а также наполняемость бюджета города.

Но существует ряд проблем. Сегодня компаниям, желающим оказывать энергосервисные услуги, сложно утвердиться на этом рынке и с правовой точки зрения, и с финансовой, и с организационной. Необходимо отметить, что ещё в 2017 г. в Москве отсутствовали условия для планирования и заключения энергосервисных контрактов в бюджетной сфере. Во многом это было обусловлено тем, что в Единой автоматической информационной системе торгов 2.0 (далее – ЕАИСТ 2.0), в которой заказчики Москвы ведут работу по подготовке и заключению государственных контрактов, отсутствовала возможность запланировать контракт со сроком действия более чем 3 календарных года (срока, как правило, недостаточного для окупаемости энергосберегающих мероприятий не путём прямой закупки за счёт средств бюджета, а за счёт привлечения инвестора), в Библиотеке контрактов ЕАИСТ 2.0 отсутствовала типовая форма энергосервисного контракта, учитывающая установленные законодательством Российской Федерации особенности оказания услуг в сфере энергосервиса, а также, в целом, отсутствовала целенаправленная работа по определению потенциала энергосбережения и реализации энергосервисных договоров. Однако, за недолгий срок часть этих проблем удалось решить, что позволило:

- создать классификаторы предмета государственного заказа в зависимости от вида энергетического ресурса, который будет сэкономлен в результате реализации энергосберегающих мероприятий (электрическая энергия, тепловая энергия);

- включить в Библиотеку контрактов 2 типовые формы энергосервисных контрактов для органов исполнительной власти и государственных учреждений (в отношении экономии электрической и тепловой энергии), условия которых согласованы с основными департаментами «социальной сферы»;

- создать механизм планирования и заключения энергосервисных контрактов на срок свыше трёх лет путём направления соответствующего запроса в Службу технической поддержки и формирования бизнес-процесса для учёта особенностей энергосервисного контракта ЕАИСТ 2.0 при её очередном обновлении;

Таким образом, в настоящее время созданы организационные предпосылки для планирования и заключения энергосервисных контрактов.

В настоящий момент проходит экспертиза экономической целесообразности реализации энергосбережения по схеме энергосервисных контрактов, оценка экономической и юридической безопасности для государственных заказчиков города Москвы и эффективности для экономики города в целом. Есть основания полагать, что в скором времени заключение энергосервисных контрактов в Москве станет обыденной процедурой, альтернативной обычным договорам подряда (за бюджетный счёт), как это в настоящий момент реализуется в МКД.

Все статьи рубрики Энергосервис и ЭСКО

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53) .

Статьи по темам

Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей