Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Архив номеров >> Экономика и управление >> >> Архив номеров

Анонсы

13.11.18 Бесплатный вебинар о ТИМ в теплоснабжении, которую планируют сделать обязательной для объектов с госфинансированием подробнее >>>

06.11.18 Конференция «Инновационные решения в области энергоэффективности и энергосбережения для объектов образования» подробнее >>>

27.09.18 5 октября пройдет лекция лауреата премии «Глобальная энергия» - 2018 Мартина Грина о собственных разработках и тенденциях в области солнечной энергетики подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

07.11.18 Вышел новый номер журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" подробнее >>>

26.10.18 История создания и развития ветроэнергетики в Советском Союзе // СТАТЬЯ подробнее >>>

25.10.18 Опубликованы материалы конференции «Теплоснабжение-2018: Методы повышения эффективности бизнеса» подробнее >>>

19.10.18 Почему в Рязани после модернизации освещения стало темно по ночам // СТАТЬЯ подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (53) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (5532 kБ)

Создание правовых условий цифровизации ЖКХ через механизмы ГЧП



Рубрика: Экономика и управление
Автор: И. В. Нестеров, М.В. Корнев

И. В. Нестеров, советник; М.В. Корнев, старший юрист, Адвокатское бюро «Линия права», г. Москва

Цифровизация как одно из приоритетных направлений развития сферы ЖКХ

Мероприятиям по цифровизации ЖКХ отводится значительная роль в рамках документов стратегического планирования, ориентированных на развитие информационного общества и цифровой экономики в России.

Разработка мер, направленных на внедрение в российских организациях жилищно-коммунального хозяйства информационных технологий, включая технологии обработки больших объёмов данных, облачных вычислений, интернета вещей, предусматривается Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. (далее – Стратегия) – как одна из основных задач формирования новой технологической основы в экономике [1].

Задачи цифровизации конкретизированы в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [2] (далее – Программа), принятой в целях реализации Стратегии. Программа сфокусирована на базовых направлениях развития цифровизации. Одним из фокусов Программы является создание нормативной правовой базы как необходимой среды для развития цифровизации.

В текущей редакции Программы отрасль ЖКХ не выделена в качестве приоритетного направления развития цифровой экономики. Исходя из данных в открытых источниках, указанный раздел присутствовал в первоначальных редакциях Программы, но не вошёл в итоговую [3]. Между тем, разделом «Умный город» предусматривалось, что к 2021 г. приборы дистанционного учёта потребления тепло-, энерго- и водных ресурсов будут применять 90% новых потребителей; к 2025 г. в 25 городах планировался запуск пилотных проектов по дистанционному контролю, мониторингу и прогнозированию состояния объектов генерации, распределения и сбыта топливно-энергетических и водных ресурсов [4].

Весной этого года Минстрой России выступил с предложением включить проект «Умный город» в Программу [5], однако до сих пор изменения внесены не были. Тем не менее, ожидается, что в дальнейшем Программа будет в большей степени охватывать сферу коммунального хозяйства, в том числе, после её дополнения разделом «Умный город».

 

Цифровизация ЖКХ с внебюджетным финансированием

Программные документы не обошли вниманием и проблемы финансирования цифровизации: очевидно, что только за счёт государственного финансирования достижение намеченных планов проблематично. Поэтому, в частности, Стратегией в приоритетном сценарии развития информационного общества предусматривается привлечение как бюджетных, так и частных инвестиций в определённые государством направления поддержки и развития информационных и коммуникационных технологий. Программой, в свою очередь, построение цифровой экономики на основе объединения ресурсов государства и бизнеса определяется как основополагающий подход к её реализации.

Таким образом, программные документы не только определяют сферу ЖКХ как одно из ключевых направлений цифровизации, но и предусматривают привлечение частных инвестиций в сектор, что открывает возможности для применения механизмов ГЧП.

 

Необходимые условия применения ГЧП для цифровизации ЖКХ

  1. Синхронизация нормативного регулирования. Успешная реализация проектов ГЧП в сфере цифровизации ЖКХ зависит от создания соответствующих правовых предпосылок в виде системной нормативной правовой базы. Как показывает практика, для успешного применения механизмов ГЧП необходима синхронизация ГЧП-законодательства и специального отраслевого законодательства. Существующие отраслевые законодательные инициативы должны учитывать особенности нормативной базы ГЧП.

Так, в результате последних поправок в концессионное и ГЧП-законодательство [6] объектами концессионных и ГЧП-соглашений теперь могут выступать объекты информационных технологий, в частности информационные системы. Законом об информации информационная система определяется как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств [7].

На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект [8] (далее – Законопроект о цифровизации сферы электроэнергетики), в соответствии с которым предлагается закрепить в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определение интеллектуальной системы учёта электрической энергии (мощности) (далее – ИСУ). Под ИСУ понимается совокупность функционально объединённых устройств, предназначенная для удалённого сбора, обработки, передачи показаний приборов учёта электрической энергии (мощности), информационного обмена и хранения показаний приборов учёта электрической энергии (мощности). В то же время частью ИСУ являются устройства для удалённого сбора данных, наличие которых не отвечает определению информационной системы и не позволяет однозначно отнести ИСУ к информационным системам – объектам концессионных и ГЧП-соглашений. Такая рассинхронизация в дальнейшем может не позволить реализовать ГЧП-проекты в отношении ИСУ, так как уже на этапе правового структурирования проекта возникнет критический правовой риск – несоответствие объекта проекта допустимым объектам концессионного или ГЧП-соглашения. Подобные риски следует учитывать при разработке нормативных правовых актов в иных сегментах ЖКХ.

  1. Понятный механизм возвратности частных инвестиций. Возможность тиражирования ГЧП-проектов в сфере цифровизации ЖКХ во многом зависит от того, насколько приемлемыми для частного инвестора являются механизмы возврата инвестиций.

При создании ИСУ в рамках проекта ГЧП источником возврата инвестиций может выступать тариф на услуги по передаче электрической энергии и (или) плата за технологическое присоединение. В данном случае законодательством не должно предусматриваться ограничений на выплату инвестору тарифа, обеспечивающего возврат инвестиций в ИСУ. В то же время Законопроектом о цифровизации сферы электроэнергетики не допускается включение расходов сетевой организации на приобретение и установку приборов учёта электрической энергии за счёт тарифа. Альтернативой тарифу является возврат частных инвестиций за счёт бюджета, например, посредством механизма платы концедента.

При условии разработки синхронизированной нормативной базы и определения для частных инвесторов понятных платёжных механизмов сфера цифровизации ЖКХ может стать ещё одним флагманом на рынке ГЧП.

 

Литература

  1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, п. 41 (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203).
  2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.07. 2017 г. № 1632-р).
  3. Электронный ресурс, URL: https://tass.ru/ekonomika/5053156
  4. Электронный ресурс, URL: https://rns.online/energy/Dolya-otechestvennih-schetchikov-ZHKH-s-distantsionnim-syomom-dannih-k-2021-godu-virastet-do-45--2017-05-05/
  5. Минстрой России предлагает включить проект «Умный город» в госпрограмму «Цифровая экономика» // URL: http://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-predlagaet-vklyuchit-proekt-umnyy-gorod-v-gosprogrammu-tsifrovaya-ekonomika/
  6. Федеральный закон от 29.06.2018 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  7. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 2.
  8. Проект Федерального закона № 139989-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» // URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/139989-7

Все статьи рубрики Экономика и управление

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53) .

Статьи по темам

Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей