Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> О работе НП "Энергоэффективный город" >> >> Архив номеров

Анонсы

17.11.17 Заседание Рабочей группы по синхронизации отраслевого и коммунального законодательства по вопросам начислений за ресурсы и коммунальные услуги подробнее >>>

13.11.17 Шорт-лист Премии WinAwards Russia/«Оконная компания года-2017»! подробнее >>>

13.11.17 Инновационные технологии обсудят на панельной дискуссии конгресса в Санкт-Петербурге подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

13.11.17 Юбилейный 50-й выпуск журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" посвящен конференции "Теплоснабжение-2017. Функционирование в новых условиях" подробнее >>>

07.11.17 Страна поставлена "на счётчик" // видео подробнее >>>

02.11.17 Энергоэффективный капремонт: миф или реальность? // интервью подробнее >>>

20.10.17 На заседании в Правительстве РФ обсудили энергосбережение и повышение энергетической эффективности подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (46) за 2016 г

Скачать номер в формате pdf (7610 kБ)

Продолжение реформ электроэнергетики России – совершенствование модели торговых отношений и ценообразования



Рубрика: О работе НП "Энергоэффективный город"
Автор: Г.П. Кутовой

Г.П. КутовойГ.П. Кутовой, научный руководитель ЦЭМУЭ КЭУ НП «КОНЦ ЕЭС», заслуженный энергетик России, председатель Подкомитета по тарифной политике и энергоэффективности ТПП РФ, академик РАЕН, профессор

Электроэнергетика России превратилась в сдерживающий фактор развития экономики, снижающий ее конкурентоспособность, а также эффективность отечественного социально-экономического развития. Причин создавшемуся положению много, но результаты 25-летней «вестернизации» российской электроэнергетики с модернизацией догоняющего типа оказались для нашей экономики, к сожалению, отрицательными [1].

Постоянный рост тарифов на электроэнергию и тепло усугубляет условия выживания экономического сектора экономики в условиях экономических санкций и неадекватной системы ценообразования на рынке электроэнергии. Главнейшая задача в этой области состоит в том, чтобы развернуть вектор рыночных реформ в энергетике, поставив в центр внимания всех преобразований в торговой системе экономические интересы промышленных потребителей и сельского хозяйства – как материальной основы решения всех социально-экономических проблем общества.

По моему мнению, заниматься рыночной декорацией неправильно выстроенных торговых отношений в электроэнергетике бессмысленно. Необходимо принять альтернативную парадигму рыночных отношений – рынок должен быть построен в интересах потребителей с адекватным учетом интересов субъектов электроэнергетики, в первую очередь, на розничных рынках электро- и теплоэнергии, а оптовый рынок со своими энергоресурсами и стоимостью электроэнергии должен в каждом розничном рынке присутствовать в качестве конкурентного балансирующего «поставщика».

Такой подход обеспечит максимум энергоэффективности и объективно учтет мотивацию коммерческой деятельности всех заинтересованных субъектов, а не только энергетиков.

Именно такие цели поставлены в разработанной в нашей стране Концепции Интеллектуальной энергетической системы России (ИЭСР) (Презентацию с основными положениями ИЭСР можно скачать по ссылке - прим.ред.), разработка которой велась с 2010 года и к настоящему времени этот проект уже приобретает статус Национального проекта [2, 3]. Прежде всего, следует отметить, что рассматриваемый документ представляет собой результат очень глубокой научной и профессионально-прикладной работы, в которой авторы предложили по новому выстроить торгово-экономические отношения в сфере оборота электроэнергии в новой парадигме – выстроить такую архитектуру взаимоотношений между субъектами рынков электроэнергии и мощности, функционирование и развитие которой должно быть подчинено интересам потребителей при их активном мотивационном поведении на рынке энергоресурсов.

Это новая парадигма построения коммерческих, технических, социальных и экологических отношений в электроэнергетике предусматривает решение взаимосвязанных по срокам и по содержанию подпрограмм исходя, в первую очередь, из необходимости повышения энергетической и экономической эффективности реального сектора экономики при оптимальном эффективном функционировании и развитии электроэнергетической системы, как средства повышения эффективности всей экономики. Это значит, что необходимо как можно быстрее с использованием уже сегодня доступных материальных, интеллектуальных и технических возможностей, уйти от сложившейся неэффективной, сверхзатратной системы экономических отношений в энергетике, в которой практически игнорируются экономические интересы и законные права потребителей.

Справочно: резервы генерации в ЕЭС составляют в настоящее время 80 ГВт вместо 20 ГВт по нормам советского периода, т.е. с превышением в четыре раза, а в теплоснабжении установленная мощность всех теплоисточников превышает фактическую загрузку по теплу более чем в три раза. Если учесть, что для выдачи мощности электростанций и распределения их до потребителей были построены десятки тысяч километров линий электропередач при отсутствии адекватного вывода из работы (демонтажа) старого энергетического оборудования и сетей, то в условиях стагнации спроса на энергоресурсы приведенные факты явились основным фактором роста цен (тарифов).

В рассматриваемом документе справедливо перечислены внутренние проблемы функционирования энергетики в настоящее время и названы вызовы и драйверы перехода к интеллектуальной энергетике. Но вместе с тем, перечень внутренних проблем функционирующей энергетики, приведенных в документе, следовало бы дополнить [4] отсутствием:

Основные функциональные свойства ИЭСР, перечисленные в экономическом (рыночном), технологическом, и информационном контурах с адаптивной системой управления, не вызывают возражений кроме лишь того, что в рыночном контуре указанное «многообразие взаимосвязанных торговых площадок» представляется слишком общим выражением. Представляется более целесообразным вести речь об ОРЭМ и о превращении региональных энергетических рынков (РЭР) в действительно конкурентные рынки (площадки) с конкуренцией всех типов генерации, включая все когенеративные электростанции и ВИЭ, выдающие свою энергию и мощность в распределительную электрическую сеть на территориях соответствующих субъектов РФ. Правила работы таких конкурентных РЭР, как торговых площадок, предстоит разработать фактически заново. При этом представляется целесообразным рассмотреть вариант создания конкурентных региональных рынков электроэнергии, в которых торговые операторы были бы филиалами коммерческого оператора ОРЭМ. Это снимет многие вопросы по согласованию совместной работы и отработки правил конкуренции поставок электроэнергии с ОРЭМа на каждый региональный рынок с учетом экономических и технических особенностей на каждом из них.

По перечню приоритетных областей развития ИЭСР до 2020 года есть два замечания:

1. Вызывает возражение поставить в качестве первоочередного мероприятия на «шаг вперед» относительно адекватного развития других субъектов энергетической системы для обеспечения их интеграции предложение о развитии Smart сети как базовой инфраструктуры ИЭСР. Принятие такого принципа требует серьезного обоснования, т.к. в условиях большой неопределенности с динамикой спроса на электроэнергию это связано с риском создания излишков в электросетевой хозяйстве, что в условиях стагнации спроса на электроэнергию дорого обойдется потребителю, будет обременять транспортный тариф на электроэнергию. Работа в этой области, безусловно, должна быть постоянной, но нельзя слишком забегать вперед, чтобы не превратить этот процесс в банальное повышение стоимости электроэнергии для потребителя без явных для него экономических выгод.

2. Целесообразно обеспечить преимущественный подход к работам в первую очередь по активации потребителей как субъектов ИЭСР, чтобы они увидели реальную пользу для себя и стали драйверами преобразования сети в интеллектуальную сеть.

Речь в данном случае идет об уже существующих потребителях, с которыми и нужно отрабатывать все механизмы мотивации для их нового статуса. Что же касается так называемых новых потребителей, которые обращаются с просьбами о технологическом доступе к сети, то для них уже сегодня необходимо разрабатывать технические условия доступа, в которых прописаны требования по оснащению устройствами автоматизации режимов электропотребления как активных субъектов ИЭСР. При этом представляется целесообразным разработать механизм привлечения адекватных финансовых ресурсов новых потребителей энергии в качестве инвесторов развития распределительных сетей, который бы обеспечивал электросетевую компанию необходимыми для ее развития финансовыми средствами, а потребитель-инвестор мог бы становиться акционером сетевой компании или при его желании продать купленные им ценные бумаги электросетевой компании (конвертируемые облигации или акции) на фондовом рынке, вернув деньги в свой профильный бизнес.

В качестве первого приоритета в области развития ИЭСР целесообразно принять «интеграцию потребителей в ИЭСР», поменяв ее в очередности со Smart сеть... Это предложение обосновывается тем, что развитие систем измерения, учета и управления нагрузкой у потребителя и соответствующих потребительских сервисов для обеспечения интеграции потребителя в ИЭСР, является тем первым «кирпичиком», с которого нужно начинать строить всю структуру интеллектуальной системы.

Именно успешное решение задачи мотивации потребителя как активного участника рынка, а также успешная интеграция в ИЭСР распределенный генерации и микросетей, обеспечат успешный старт нового этапа реформ электроэнергетики.

Для того чтобы успешно реализовать ИЭСР как Национальный проект, необходимо уже на стартовом этапе:

1. Образовать Координационный Центр перспективного планирования и развития интеллектуальной энергетической системы России (КЦ ИЭСР) с правами и полномочиями принимать нормативные решения в рамках своих уставных полномочий, обязательные к исполнению всеми юридическим лицами, работающими в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики, независимо от их организационного статуса и форм собственности.

Примечание. К перечню функций КЦ ИЭСР предлагаю включить функции координации работ по перспективному планированию и проектированию развития электроэнергетических систем и систем теплоснабжения. Это, во-первых, учитывает предложение о создании специального центра компетенций для организации перспективного планирования развития ЕЭС, и, во-вторых, совмещение функций перспективного планирования развития с функциями координации работ по реализации Национального проекта ИЭСР представляется эффективным решением. Рационально рассмотреть создание отраслевого Министерства электроэнергетики и теплоснабжения, что позволит снять практически все вопросы мониторинга, согласования межведомственных и межотраслевых вопросов, а также реализовать административный ресурс по координации реализации Национального проекта ИЭСР.

2. Разработать целевую программу инновационного переустройства, реконструкции и модернизации действующих электроэнергетических систем и централизованных систем теплоснабжения городов для вывода из энергобаланса устаревших фондов с установленной мощностью генерирующего оборудования не менее 40 ГВт в течение 5 лет с мерами, исключающими риски нарушения надежности электроснабжения потребителей.

Примечание. Реализация такой программы обновления основных производственных фондов в энергетике с учетом пересмотра инвестиционных программ электросетевых компаний позволит снизить цены (тарифы) для конечных потребителей энергии на 25-30%, или не повышать их в течение 5 лет. Образовавшуюся экономию финансовых средств можно было бы централизовать в специальном внебюджетном фонде поддержки реализации проекта Национальной программы ИЭСР. Но, если Правительство РФ не готово пойти на такой радикальный шаг, то можно предложить другой путь использования накопившихся резервов в электроэнергетике – на ближайшие 5-7 лет ввести механизм энергетического стимулирования развития промышленного и сельско-хозяйственного производства за счет установления льготных цен (тарифов) на энергоресурсы на новые и приростные объемы производства (в физических измерителях), т.е. устанавливать так называемые цены (тарифы) экономического роста в размерах не выше 25% от обычно применяемых значений. Для этого достаточно внести поправку в Основы ценообразования на электроэнергию [5].

3. Разработать целевую программу инновационного переустройства, реконструкции и модернизации действующих систем теплоснабжения городов на базе применения энергоустановок когенерации и тригенерации различного типа, включая ВИЭ, для вывода из энергобаланса устаревших фондов с установленной мощностью не менее 20-30% за пятилетний период.

Примечание. Программа разрабатывается в рамках полномочий субъектов РФ и муниципальных образований и представляется в Правительство РФ, Минэнерго России и КЦ ИЭСР для утверждения.

4. Образовать внебюджетный целевой фонд поддержки реализации Национальной программы ИЭСР под патронажем Минэнерго России, Минэкономики России, Минфина России, Минпрома России, ФАС России и КЦ ИЭСР за счет централизации сбора финансовых средств (например, 0,01%) со стоимости каждой полезно потребленной единицы энергии.

Примечание. Реализация программ обновления основных производственных фондов согласно предложений по вышеизложенным пп. 2 и 3 должна по своим результатам привести к относительному снижению цен (тарифов) на энергоресурсы для потребителей. Предлагаемый целевой сбор не должен приводить к повышению стоимости используемой энергии потребителями. Величина такого сбора должна уточняться каждый год в рамках бюджетного регламента.

5. Реализация Национальной программы ИЭСР должна осуществляться на основе и в рамках реализации Целевых программ по пп. 2 и 3 как их технологическая основа и регламентироваться перманентно на пятилетний период.

6. Разработать проект Положения о конкурентных региональных рынках электроэнергии с участием всех типов когенеративных энергоустановок и электростанций независимо от величины их установленной мощности, организационно-правовой формы и собственности с учетом особенностей их участия на рынках теплоэнергии в городах и ценообразования на электроэнергию и тепло при комбинированном их производстве с механизмами участия активного потребителя на территориях субъектов РФ.

Примечание. Это ключевое мероприятие повышения конкурентной эффективности торгово-экономических отношений активного потребителя, существующих ТЭЦ, блок-станций промпредприятий и разного типа появляющихся генераций как между собой, так и с поставками на региональные рынки электроэнергии с ОРЭМа.

7. Принять поправки в ФЗ «Об электроэнергетике», разрешающей всем типам ТЭЦ независимо от их установленной мощности и форм собственности работать в качестве субъектов на конкурентном региональном рынке электроэнергии и мощности:

а) с учетом их работы на рынках теплоэнергии в городах;
б) с учетом особенностей ценообразования на электро- и теплоэнергию при комбинированном их производстве;
в) с возможностью их участия в качестве субъектов ОРЭМ на рынке системных услуг, предоставляя для системного использования свои недогруженные по теплу конденсационные мощности (хвосты).
Внести соответствующие поправки в положение об ОРЭМ.

8. Разработать положение об активном потребителе электроэнергии (для всех типов потребителей) на розничном рынке электроэнергии с полным набором оснащения его системами измерений, учета электропотребления и передачи информации на системные центры обработки, взаимодействия систем регулирования режимов работы энергосистем и электрических систем внешнего электроснабжения потребителя, обеспечения системных центров питания потребителей программными продуктами взаимодействия алгоритмов системной автоматики и АСУТП потребителя с возможностью для него ценозависимого управления спросом на электроэнергию, а также обеспечением возможности для потребителя участвовать в регулировании показателей качества электроэнергии.

В составе проекта Положения в качестве приложения к нему должен быть приложен согласованный перечень пилотных проектов для отработки окончательных нормативных документов.

9. Разработать положение о формировании источников финансирования объектов капитального строительства в электросетевой комплексе Российской Федерации исходя из следующих принципиальных положений:

9.1. Инвестиционные программы в электроэнергетике должны формироваться:

Для двух указанных инвестиционных программ должны по-разному формироваться источники финансирования.
В первом случае инвестиционная программа должна финансироваться за счет цен (тарифов) на электроэнергию, а во втором случае – необходимо привлечение средств с рынка капиталов.

9.2. Инвестиционные программы развития ЕЭС России должны разрабатываться в рамках долгосрочного стратегического планирования и энергетической политики государства по оптимизации ТЭБа страны с учетом условий Евразийской экономической интеграции на принципах проектного финансирования.

9.3. В распределительном электросетевом комплексе страны целесообразно инвестиционные программы формировать отдельно:

а) для повышения эффективности уже функционирующих систем внешнего энергоснабжения реализацией имеющихся резервов в электросетевом комплексе для льготного доступа к сетям новых потребителей, с включением соответствующих капвложений в тариф на транспорт электроэнергии (мощности);

б) для развития электросетевого комплекса на уровне МРСК и субъектов РФ в целях обеспечения доступа новых энергопотребителей к сетям энергосистем за счет привлечения средств самих потребителей с обеспечением их прав и экономических интересов как инвесторов. Акционерная форма хозяйствования и электросетевых компаний и энергопотребителей позволяет решить эту проблему на принципах инвестиционного доступа к сети в рамках действующего законодательства.

9.4. Поддержание мотивации субъектов электроэнергетического комплекса к развитию своего профильного бизнеса с учетом тенденций укрепляющегося мирового тренда на развитие малой и средней по мощности когенерации разного типа, включая ВИЭ, должно быть в центре энергетической политики государства. Необходимо снять противоречия между энергокомпаниями сложившейся системной энергетики и промышленными предприятиями по строительству собственной генерации, мотивируя их к участию в строительстве когенеративных электростанций для промышленных предприятий за их счет или с участием собственных средств с использованием механизмов лизинга, долевого участия с последующим эксплуатацией этих блок-электростанций на условиях аутсорсинга. Возможны варианты финансовых схем энергосервисных контрактов. Но для того чтобы такого рода финансовые схемы были интересны для системных энергокомпаний, должен быть очень четкий критерий отказа от оплаты энергокомпаниям содержания не прошедших конкурсный отбор устаревших энергетических мощностей.

9.5. Для оптимизации развития электросетевого комплекса, кроме мер, предусмотренных в утвержденной Стратегии электросетевого комплекса РФ, целесообразно снять законодательный запрет для электросетевых компаний иметь на своем балансе электростанции, так называемой распределенной генерации, что позволит в ряде случаев существенно повысить надежность электроснабжения потребителей, отказаться от строительства дорогостоящих ЛЭП и ПС, повысить качество электроэнергии в центрах питания и снизить потери в электрических сетях. В этом случае электросетевые кампании могли бы принять участие в развитии промышленной, коммунальной и сельскохозяйственной энергетики, конкурируя с системными энергокомпаниями в этой сфере.

9.6 Особо представляется важным мероприятием при любом варианте реализации ИЭСР – это безотлагательно организовать переподготовки ведущих энергетических кадров промышленных предприятий, чтобы как можно быстрее поставить все вопросы активизации потребителей на рынках электроэнергии на нормальную научно-практическую основу. Для этих целей необходимо систему повышения квалификации специалистов-энергетиков промышленных предприятий проводить совместно со специалистами электросетевых компаний по одной и той же программе.

9.7. Основным механизмом реализации положений Национального проекта ИЭСР должны стать договора между государством и бизнесом, в которых государство берет на себя создание системы максимального благоприятствования, а бизнес – обязательства по обеспечению и достижению заданий программы и целевых ее критериев в заданные сроки с взаимной ответственностью за неисполнение своих обязательств.
Примечание. Эти механизмы хорошо работают в развитых зарубежных странах, а в нашей стране, к сожалению, федеральные программы носят декларативный характер.

Литература

  1. Кутовой Г.П. «Становление форм и методов государственного регулирования электроэнергетики в ходе реформ экономических отношений и приватизации, Аналитический обзор», приложение к журналу «Энергетик», М., 2015г., № 12.
  2. Бердников Р.Н., Дементьев Ю.А., Моржин Ю.И., Шакарян Ю.Г. «Концепция интеллектуальной энергетической системы России», журнал «Энергия единой сети», 2012 г., № 4.
  3. «Основные положения концепции реализации национального проекта интеллектуальной энергетической системы России», Минэнерго России (Национальный исследовательский институт, РЭА, ИНЭИ РАН), М., март 2016 г.
  4. «Совершенствование системы перспективного планирования в электроэнергетике», Минэнерго России (ДРЭ), М., 2016 г.
  5. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Все статьи рубрики О работе НП "Энергоэффективный город"

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46) ,

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50).

Статьи по темам

Энергетика (8) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (20) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (5) ,
Энергоменеджмент (4) ,
Энергоэффективные здания (0) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (129) ,
Теплоснабжение (68) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (45) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (41) ,
Новые технологии (45) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее