Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> Теплоснабжение >> >> Архив номеров

Анонсы

28.06.16 Медведев проведет в Ногинске совещание по внедрению энергоэффективного оборудования в ЖКХ подробнее >>>

27.06.16 28 июня 2016 года на Некрасовском семинаре выступит Кудрявый В.В. с докладом «Пути повышения эффективности энергетики» подробнее >>>

27.06.16 Круглый стол «Оценка эффективности мероприятий по энергосбережению и совершенствование механизмов повышения энергетической эффективности» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

28.06.16 Алексей Текслер: мир движется к возобновляемой энергии, и Россия не хочет отставать // интервью подробнее >>>

23.06.16 Иннополис — эталонный город в Татарстане подробнее >>>

23.06.16 Из солнечной в химическую. Интервью с Валентином Пармоном о его разработках подробнее >>>

14.06.16 Резолюция Форума «Технологии энергоэффективности – 2016» подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (40) за 2015 г

Скачать номер в формате pdf (3555 kБ)

Особенности теплоснабжения южных городов на примере Таганрога



Рубрика: Теплоснабжение
Автор: А.А. Анциборов, Н.Н. Сокульский, М.Г. Иваненко, В.С. Пузаков, В.В. Сущенко

 

А.А. Анциборов, инженер отдела развития УЖКХ администрации г. Таганрога; Н.Н. Сокульский, директор, М.Г. Иваненко, ведущий специалист по коммунальной энергетике, МБУ «ОДСО ЖКХ г. Таганрога»; к.т.н. В.С. Пузаков, руководитель направления по развитию бизнеса в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, В.В. Сущенко, главный специалист, ООО «Энсис Технологии», г. Москва

 

Представленная статья подготовлена по результатам работ по разработке схемы теплоснабжения г. Таганрога, в которой авторы постарались отразить ключевые выявленные особенности теплоснабжения южного города. Проведен экспресс-анализ схем теплоснабжения других городов Ростовской области.

 

Город Таганрог

Город Таганрог был основан Петром I в 1698 г. Таганрог - первый в истории России город, построенный по заранее разработанному плану (на основе указаний Петра), первый искусственный порт на открытом морском побережье и первая русская военно-морская база. Таганрог - Город воинской славы [1].

Современный Таганрог - крупный исторический, культурный и экономический центр Юга России и один из крупных промышленных городов Ростовской области.

Таганрог занимает площадь более 80 км2. Абсолютные отметки поверхности колеблются в пределах от 70 до 10 м, большая часть города расположена на площади с абсолютными отметками 30-45 м, за исключением Восточного побережья, где отметки снижаются до 10-20 м.

Продолжительность отопительного периода в городе составляет 165 дней [2], температура наиболее холодной пятидневки составляет -18 ОС, средняя температура за отопительный период: 0 ОС (соответственно в Таганроге 2970 градусо- суток отопительного периода). Продолжительность отопительного периода в Таганроге в последние годы составляла: в 2007-2008 гг. - 176 дней; в 2008-2009 гг. - 178 дней, в 2009-2010 гг. -190 дней, в 2011-2012 гг. - 178 дней, в 20122013 гг. - 166 дней.

В последние годы наблюдается снижение численности населения города, которая в период с 2006 по 2013 гг. уменьшилась с 268,6 тыс. чел. до 254,8 тыс. чел. (на 5%).

В Таганроге насчитывается более 30,5 тыс. зданий, большая часть которых приходится на индивидуальную и усадебную застройку. К системе централизованного теплоснабжения подключено 1146 многоквартирных домов (МКД) жилищного фонда города и 257 объектов социальной сферы, а также потребители бюджетной сферы, коммерческие и промышленные потребители.

В Таганроге работает около 50 предприятий обрабатывающих производств, из них ведущими предприятиями являются ОАО «Таганрогский металлургический завод», ОАО ТКЗ «Красный котельщик», ОАО «ТАНТК им. ГМ. Бериева», ОАО «Таганрогский завод «Прибой», ОАО «325 Авиаремонтный завод» и др.

Общая площадь земель в границах городской черты составляет 8021 га [1]. На земли жилой застройки приходится 29,8%, в том числе: многоэтажной - 10,4%, индивидуальной - 19,4%; в разрезе суммарной земли жилой застройки многоэтажная застройка занимает 35%, а индивидуальная - 65%; на земли общественно-деловой застройки - 10,1%; на земли промышленности - 17%.

Вышеприведенные данные напрямую сказываются на особенностях теплоснабжения города, на которых подробнее остановимся ниже.

 

Игроки на рынке тепла

Одним из принципиальных отличий муниципального образования «Город Таганрог» от многих других городов является большое количество теплоснабжающих организаций (ТСО), работающих в секторе централизованного теплоснабжения: на его территории функционирует 15 ТСО и одна теплосетевая организация. Наиболее крупные теплоснабжающие организации (5 шт.): ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» (является основным поставщиком тепловой энергии в городе), ООО «Тепловая генерация» (с августа 2014 г. является новым собственником котельной ОАО «ТАГМЕТ»), МУП «Таганрогэнерго», ОАО ТКЗ «Красный котельщик», ООО «ТЭК»; другие 10 ТСО являются достаточно мелкими. Среди ТСО есть промышленные предприятия различной ведомственной принадлежности, имеющие собственные источники тепловой энергии, для которых теплоснабжение сторонних потребителей является побочным бизнесом. МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» является теплосетевой организацией, которая с 2006 г выполняла функции поставки и передачи тепловой энергии от котельных ТСО до потребителей, в феврале 2014 г была признана банкротом (сегодня осуществляется внешнее управление).

 

О существующих системах теплоснабжения

Теплоснабжение потребителей Таганрога осуществляется как централизованно от отопительных и промышленно-отопительных котельных, так и децентрализованно - от индивидуальных источников тепловой энергии.

Основу централизованного теплоснабжения города составляют:

■       89 централизованных котельных, работающих на природном газе;

■       30 центральных тепловых пунктов (ЦТП);

■       около 200 км трубопроводов тепловых сетей в двухтрубном исчислении.

 

 рис.1

Рис. 1. Зоны теплоснабжения источников
централизованного теплоснабжения
наиболее крупных ТСО. 

 

Существующая система теплоснабжения не имеет единой централизованной системы, и большинство систем теплоснабжения в Таганроге являются изолированными (например, на территории города действует порядка 10 изолированных систем централизованного теплоснабжения (ЦТ) с тепловой мощностью более 3 Гкал/ч). Исключение составляет всего несколько котельных ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго», имеющих перемычки между собой. Данное обстоятельство (отсутствие технологических связей между большинством централизованных котельных) сказывается на снижении надежности и качества теплоснабжения.

Системы теплоснабжения города являются закрытыми и функционируют все с качественным регулированием, но по разным температурным графикам: 130/70, 115/70, 105/70 и 95/70 ºС. Подключение абонентов выполнено по зависимой схеме, в основном через элеваторные узлы, поэтому вопрос перехода на независимую схему является актуальным для города.

Нагрев воды на нужды ГВС осуществляется либо в ЦТП, либо в котельных, которые напрямую «питают» своих абонентов по четырехтрубной схеме, а также по трехтрубной схеме из-за отсутствия трубопроводов циркуляции ГВС ряда многоквартирных домов, что сказывается на снижении качества горячего водоснабжения потребителей. Для решения данной проблемы в последнее время в городе ведется работа по восстановлению линий циркуляции ГВС.

Кроме того, в подвальных помещениях 275 МКД, подключенных к системе ЦТ, установлены скоростные водоподогреватели ГВС.

 

Источники тепловой энергии

Источники централизованного теплоснабжения. В Таганроге функционирует 89 котельных централизованного теплоснабжения. На рис. 1 представлены зоны действия котельных наиболее крупных теплоснабжающих организаций (определение зон действия источников тепла выполнялось в ходе разработки электронной модели систем теплоснабжения города). Суммарная установленная мощность этих 89 централизованных котельных составляет 900 Гкал/ч, при этом их подключенная тепловая нагрузка всего 420,11 Гкал/ч, из которых 39,42 Гкал/ч приходится на промышленных потребителей, в первую очередь, на ОАО «ТКЗ «Красный котельщик» и ОАО «ТАГМЕТ».

С учетом существенного расхождения между подключенной и установленной тепловой мощностью систем ЦТ, загрузка централизованных источников тепловой энергии в среднем составляет менее 47%, т.е. системы централизованного теплоснабжения в большинстве своем функционируют в нерасчетных режимах, поэтому у теплоснабжающих организаций возникает необходимость в поддержании неиспользуемой излишней тепловой мощности, что автоматически отражается на увеличении тарифа на тепловую энергию.

При этом на ряде источников централизованного теплоснабжения (менее 10 шт.) имеется незначительный дефицит тепловой мощности общей величиной 0,453 Гкал/ч.

Суммарная установленная тепловая мощность котельных ТСО находится в широком диапазоне: от 0,9 до 299,13 Гкал/ч. Вклад ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго» составляет 33% в общем балансе установленной мощности источников централизованного теплоснабжения, предприятие поставляет около 47% всей тепловой энергии (рис. 2). При этом вклад каждой из 10-ти «мелких» ТСО в общий баланс установленной мощности и по годовому отпуску тепловой энергии составляет около 1% или менее, а суммарно около 5% (рис. 2).

 рис.2

Рис. 2. Доля отпуска тепловой энергии каждой ТСО
относительно суммарного годового отпуска тепла. 

 

На рис. 3 приведены данные по износу котлов наиболее крупных теплоснабжающих организаций. Необходимо отметить, что на данный момент котельное оборудование с выработанным парковым ресурсом, но прошедшее техническое освидетельствование, эксплуатируется в рабочем режиме.

 

рис.3

Рис. 3. Срок службы котлов наиболее крупных
теплоснабжающих организаций (%).

 

С учетом того, что многие котельные являются сезонными, их потребители получают горячую воду в межотопительный период, который составляет около 200 календарных дней, в результате проводимых переключений (таких примеров по городу немного) или используя индивидуальные электрические водонагреватели. При этом стоимость электроэнергии в Таганроге во 2-м полугодии 2014 г. для населения составила уже около 4,4 руб./кВт·ч (по нашему мнению, это достаточно высокая цена при наличии в регионе такого источника как Ростовская АЭС). Нагрузка ГВС (средняя) потребителей, запитанных от централизованных систем теплоснабжения, составляет 42,7 Гкал/ч, т.е. 10% суммарной подключенной нагрузки.

Все котельные в городе работают на природном газе. На источниках тепла не предусмотрено резервное топливное хозяйство, что снижает надежность работы котельных при возникновении ограничений подачи природного газа.

Децентрализованные источники тепла. Теплоснабжение жилых домов усадебного типа и малоэтажной застройки (1-2-этажные), которых насчитывается около 28000 шт., осуществляется от индивидуальных источников тепла на природном газе, установленных в каждом доме (квартире).

В городе также присутствуют децентрализованные котельные в количестве 71 шт. суммарной установленной мощностью 26,29 Гкал/ч, которые снабжают тепловой энергией в основном потребителей бюджетной сферы (ведомственные предприятия) и жилого фонда, проживающих в МКД.

Семь котельных МУП «Таганрогэнерго» находятся в подвальных помещениях жилых домов, что не отвечает действующим требованиям противопожарной безопасности. При этом в городе ведется планомерная работа по выносу или закрытию подвальных котельных.

Для сравнения отметим, что тепловая нагрузка систем централизованного теплоснабжения составляет 420,11 Гкал/ч (т.е. доля централизованных систем составляет 55,5%), 337,66 Гкал/ч - тепловая нагрузка всех (с учетом усадебной застройки) индивидуальных источников тепла (44,5%).

Общий анализ централизованных и децентрализованных источников тепла. Из всех 160 котельных (89 централизованных и 71 децентрализованного источника тепла) доля котельных малой мощности (ниже 5 Гкал/ч) составляет 88% или 141 шт., доля котельных тепловой мощностью от 5 до 15 Гкал/ч - 4% (6 шт.), тепловой мощностью более 15 Гкал/ч - 8% или 13 шт.

Парк котельного оборудования очень разнообразен и насчитывает около 45 различных типов котлов разной установленной мощности.

Большинство котельных в городе, как указывалось выше, являются сезонными - 101 шт. (или 63%) от общего количества всех рассматриваемых котельных, которых 160 шт. (куда входят как централизованные, так и децентрализованные источники).

Наличие большого числа централизованных и децентрализованных котельных (необходимо учитывать, что здания индивидуальной и жилой застройки, которых насчитывается около 28 тыс. шт., также имеют собственные источники тепла) в городе приводит к повышенному выбросу дымовых газов, что сказывается на ухудшении экологической ситуации.

 

Тепловые сети

Согласно данным разработанной электронной модели (в рамках выполнения работы по разработке схемы теплоснабжения города), протяженность трубопроводов тепловых сетей в двухтрубном исчислении составила 183,36 км, из которых:

■       72,1 км - муниципальные сети, находящиеся в хозяйственном ведении МУП «ЖЭУ» (с февраля 2014 г. предприятие признано банкротом, осуществляется внешнее управление);

■       45,31 км - муниципальные сети, находящиеся в хозяйственном ведении МУП «Таганрогэнерго»;

■       43,35 км находится в ведении ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго»;

■       22,6 км находится на балансе прочих ТСО.

В ходе создания электронной модели проводилась выверка всех городских тепловых сетей на основании существующих (достаточно старых) планшетов и данных ресурсоснабжающих организаций, которая показала, что отдельные участки трубопроводов теплосетей по факту уже не существуют, но указаны в планшетах; также в городе были выявлены бесхозяйные тепловые сети (не закрепленные в договоре хозяйственного ведения) общей протяженностью около 31,36 км в двухтрубном исчислении.

Большая часть существующих трубопроводов (71%) имеют диаметр от 200 мм и менее, 23% сетей имеют диаметр от 200 до 400 мм, 4% трубопроводов теплосетей имеют диаметр от 400 до 600 мм и всего 2% сетей имеют диаметр свыше 600 мм.

К сожалению, оценить фактическую надежность всех сетей на момент разработки схемы теплоснабжения оказалось проблематично (ввиду отсутствия статистических данных по повреждаемости трубопроводов теплосетей из-за банкротства основного держателя тепловых сетей в лице МУП «ЖЭУ»).

При этом, в соответствии с протоколом Федерального агентства по строительству и ЖКХ совещания по вопросу о текущих проблемах разработки схем теплоснабжения поселений и городских округов и рекомендациях по их решению от 01.04.13 г., при разработке схемы теплоснабжения допускается не проводить расчет надежности для участков тепловых сетей после камер сброса с диаметром Ду 200 мм и менее.

Тепловые сети от источников теплоснабжения проложены, в основном, в непроходных каналах, а в качестве тепловой изоляции труб применена минеральная вата.

В Таганроге величина перекладок (рис. 4) в 2013 г. составила 1,5%, т.е. соответствует текущим общероссийским показателям (около 2%). Данное обстоятельство обусловлено сложным финансово-экономическим состоянием ТСО.

При замене трубопроводов тепловых сетей, как правило, применяются предварительно изолированные трубопроводы в пенополиуретановой изоляции.

 рис.4

Рис. 4. Замена участков теплосетей
на период 2007-2013 гг. (км). 

 

Потребители тепла

По состоянию на начало 2014 г. [3] общее количество многоквартирных домов жилищного фонда города составляет 2363 шт., из них:

■       1965 домов находятся в управлении управляющих организаций (83,15% от общего количества МКД);

■       318 домов выбрали форму управления ТСЖ, ЖСК (13,45% от общего количества МКД);

■       80 домов выбрали непосредственный способ управления (3,38% от общего количества).

В настоящее время на территории города действует 50 управляющих компаний (УК). Такое значительное число УК усложняет работу по сбору платежей в адрес теплоснабжающих организаций, что приводит к накапливанию дебиторской задолженности у последних.

Так, задолженность УК перед ресурсоснабжающими организациями за потребленную энергию по состоянию на 1 декабря 2014 г. [1] составила около 620 млн руб., при сборе платежей с населения на уровне 96% (что также соответствует общероссийской практике).

 

Надежность теплоснабжения

По данным Таганрогского территориального отдела по государственному энергетическому надзору (Ростехнадзора), озвученным на совещании 15.04.2014 г. в администрации г. Таганрога по итогам прохождения осенне-зимнего периода (ОЗП) 2013-2014 гг., в этот период имело место около 150 остановов котельных общей продолжительностью около 358 ч, их них:

■       отключений электроэнергии - 135 раз;

■       ограничение подачи холодной воды - 6 раз;

■       ограничение подачи природного газа - 7 раз.

За аналогичный период ОЗП 2012-2013 гг. общая продолжительность остановов котельных составляла около 286 ч. Таким образом, на надежности работы источников теплоснабжения существенным образом сказываются отключения электроэнергии, в меньшей степени ограничения по подаче холодной воды и природного газа.

 

Учет тепловой энергии

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» в целом по городу общедомовыми узлами учета тепловой энергии (УУТЭ) должно быть оборудовано 474 МКД (40% всех жилых домов, подключенных к системе ЦТ), тепловая нагрузка которых находится на уровне 0,2 Гкал/ч и выше. По состоянию на 15.04.2014 г. было установлено 316 общедомовых УУТЭ или 67% от требуемого количества.

Стоит отметить, что в южном Таганроге большая часть МКД, а это 672 дома (или 60% зданий жилого фонда, подключенных к системе ЦТ), имеют тепловую нагрузку менее 0,2 Гкал/ч и в соответствии с действующими требованиями ФЗ-261 не подлежат обязательному общедомовому «оприбориванию». В этой связи интересен опыт другого южного города - Ставрополя - по проведению планомерной работы в решении данного вопроса [4], которая началась еще в 2006 г. На первом этапе в Ставрополе была поставлена задача приблизить нормативы к фактическому теплопотреблению в МКД, что вылилось в 2007 г. в утверждение 44 нормативов (вместо ранее существовавшего одного норматива) для различных групп МКД с примерно одинаковыми теплотехническими характеристиками (причем, изначально предполагалось утвердить порядка 150 нормативов). Руководство ОАО «Теплосеть» Ставрополя [4] отмечает, что эта процедура проходила достаточно болезненно. В результате для МКД с тепловой нагрузкой от 0,1 до 0,25 Гкал/ч норматив вырос на 30-70%, а после того, как в 2008 г. началась установка УУТЭ, в первую очередь, у потребителей этих домов (которые сами настаивали на переходе от нормативов к фактическому расчету за потребленную тепловую энергию), оказалось, что их фактическое теплопотребление выше пересмотренного нормативного значения на 20-40%. Постепенно УУТЭ этих домов начали выходить из строя. На сегодняшний день только 28% МКД с тепловой нагрузкой менее 0,2 Гкал/ч в г. Ставрополь продолжают рассчитываться по УУТЭ, несмотря на появившееся право в 2009 г. рассчитываться по нормативу со вступлением в силу ФЗ-261; по нормативу продолжают рассчитываться оставшиеся 72% МКД с тепловой нагрузкой менее 0,2 Гкал/ч, чье фактическое потребление превышает норматив, как показала непродолжительная работа УУТЭ этих домов.

Показателен также опыт сибирского г. Томска [5], где в соответствии с региональной программой еще в 2003 г. приступили к массовой установке УУТЭ в жилом фонде (в первый год реализации программы 90% всех МКД было оснащено УУТЭ). Как отмечают томские специалисты, порядка 30% приборов учета тепловой энергии (более 590 шт.) в течение первых нескольких лет эксплуатации по разным причинам были выведены из строя. При этом основная масса этих УУТЭ была установлена на жилых домах, расчетное максимальное потребление тепловой энергии которых не превышает 0,2 Гкал/ч.

В Томске около 400 узлов учета были групповыми, каждый из которых объединял учет 3-4 жилых многоквартирных домов (сегодня данное решение является одним из возможных вариантов установки УУТЭ на домах жилого фонда с нагрузкой менее 0,2 Гкал/ч). И фактическое потребление по показаниям вышеуказанных приборов учета превышало нормативные значения в среднем на 30-35%.

Результаты обследования таких домов, проведенные томскими специалистами, показали, что данные объекты имеют низкое сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций и значительные тепловые потери. Причем, среди этого перечня фигурировали не только маленькие (двух-, трех-, четырехэтажные) жилые дома, но даже двухподъездный пятиэтажный дом, попавший в категорию объектов с максимальной нагрузкой менее 0,2 Гкал/ч.

Таким образом, сравнивая опыт таких городов как Ставрополь и Томск, видно, что на жилых домах с максимальной расчетной тепловой нагрузкой менее 0,2 Гкал/ч фактическое теплопотребление превышает нормативное в среднем на 30%. И для снижения фактического теплопотребления жилых зданий данной категории необходимо проводить планомерную работу по приведению их в порядок путем «утепления» (с обязательной организацией качественной регулировки теплового режима, чтобы весь полученный эффект не улетучивался в форточку [6]).

В Таганроге, как и во многих других российских городах, рано или поздно настанет необходимость решать вопрос с повсеместным учетом тепловой энергии, поэтому так важен бесценный опыт других городов, которые уже прошли этот путь или идут по нему. Тем более, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от г. № 1949-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», в V разделе которого, п. 17 предусмотрена разработка и внесение на утверждение в Правительство Российской Федерации в I квартале 2015 г. Федерального закона об отмене для теплопотребляющих объектов с максимальным объемом потребления менее 0,2 Гкал/ч возможности не устанавливать приборы учета тепловой энергии.

 

Тарифная политика

Региональная служба по тарифам Ростовской области (РСТ РО) для пяти наиболее крупных ТСО Таганрога на вторую половину 2014 г. утвердила экономически обоснованную величину тарифа от 1046,3 до 1748,9 руб./Гкал (без НДС). Для сравнения, по данным РСТ РО [7], нами были проанализированы тарифы на тепловую энергию по наиболее крупным ТСО, осуществляющим свою деятельность в различных городах Ростовской области численностью населения от 100 тыс. чел. и выше (данная выборка городов обусловлена проведенным экспресс-анализом схем теплоснабжения этих городов, представленным ниже). На рис. 5 приведены данные по тарифам на тепловую энергию ряда ТСО Ростовской области за второе полугодие 2014 г.

рис.5

Рис. 5. Сравнительный анализ тарифов на тепловую энергию основных теплоснабжающих и теплосетевых организаций, работающих в городах Ростовской области численностью населения от 100 тыс. чел. и выше (руб./Гкал, без НДС). 

 

Отметим, что динамика изменения тарифа на тепловую энергию в течение 2014 г. в Ростовской области характерна для всех российских ТСО - в диапазоне от 2,86 до 6%, но есть и исключения. Так, на 11,91% тариф вырос у ООО «Волгодонские тепловые сети», на 17,06% тариф вырос у ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», но при этом снизился тариф на тепловую энергию на 7,89% для теплосетевой компании ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» в Ростове-на-Дону. Также произошло резкое снижение тарифа на 21,75% для МУП «ЖЭУ» в Таганроге (что связано, видимо, с банкротством предприятия).

 

Схема теплоснабжения как основа развития территории

Выявление и анализ особенностей работы систем теплоснабжения и понимание текущей ситуации в сфере теплоснабжения любого города является, по сути, базой при разработке схемы теплоснабжения.

Если говорить о разработке схемы теплоснабжения Таганрога, то в ходе выполнения этой работы было предложено три сценария развития систем теплоснабжения, которые прошли согласование в администрации города.

Первый вариант предусматривает развитие системы теплоснабжения согласно мероприятиям, предусмотренным в Генеральном плане развития города (новое строительство и реконструкция существующих котельных), а также включает в себя дополнительные детальные проработки схем переключения тепловой нагрузки с низкоэффективных котельных на более эффективные, предложенные разработчиками схемы теплоснабжения Таганрога. В первом варианте отсутствуют предложения по комбинированной выработке тепло- и электроэнергии.

Второй и третий варианты предполагают разные способы повышения доли комбинированной выработки тепловой и электрической энергии (на базе трех ПГУ-ТЭЦ с блоками единичной электрической мощностью около 40 МВт, суммарной электрической мощностью более 600 МВт к расчетному сроку) для покрытия базовой (около 50%) тепловой нагрузки города с переводом существующих котельных в пиковый режим работы. Причем, количество блоков ПГУ (и, соответственно, величина электрической мощности) будет зависеть от реальной величины подключенной тепловой нагрузки в перспективе. При этом планируется, что две ПГУ-ТЭЦ появятся в результате проведения реконструкции двух крупных котельных, где имеется возможность размещения нового оборудования, и только одна ПГУ-ТЭЦ будет возводиться на новой площадке. Необходимый объем инвестиций (в текущих ценах) в реализацию первого варианта меньше почти в 20 раз по сравнению со вторым и третьим вариантами, но суммарная экономия топлива, достигаемая от реализации последних двух вариантов, может составить 46-48% (~860-900 тыс. т у.т. в сопоставимых условиях к расчетному сроку - 2029 г.).

Мы понимаем, что любое новое строительство объектов распределенной энергетики сегодня, в первую очередь, должно быть подкреплено рынком сбыта тепловой и электрической энергии как внутри города, так и за его пределами (при реализации излишков электрической энергии) для достижения высокоэффективной работы ПГУ-ТЭЦ в реальных условиях. Если говорить о сбыте электроэнергии внутри города, то уникальность г. Таганрога состоит в том, что промышленность занимает ведущее место в структуре экономики города (что было нормой в советское время для многих городов страны). Следующая значимая группа потребителей - это население, для которого тариф на электроэнергию в 2014 г. составил около 4,4 руб./кВт•ч (при наличии в регионе относительно дешевого энергоисточника - Ростовской АЭС). Подчеркнем, что на сегодняшний день ПГУ-ТЭЦ является наиболее эффективным решением по сжиганию органического топлива с одновременной выработкой тепловой и электрической энергии и наиболее экологически чистым способом.

Считаем, что на этапе разработки Программы комплексного развития Таганрога как раз и должны увязываться все схемы развития инженерных систем между собой, где исходной является схема теплоснабжения, а за ней идут уже схемы водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения.

Возвращаясь к вариантам развития систем теплоснабжения Таганрога, отметим, что все предлагаемые перспективные решения моделировались на базе разработанной электронной модели системы теплоснабжения города.

На заключительном этапе разработки Схемы рассчитывались тарифные последствия (с учетом необходимого объема инвестиций и достигаемого эффекта от экономии топлива в вариантах 2 и 3). Перспективные величины тарифов на тепловую и электрическую энергию определялись по всем трем вариантам развития как с учетом привлечения кредитных средств, так и бюджетных средств (т.е. без кредитного давления), и затем сравнивались с прогнозными показателями Министерства экономического развития Российской Федерации (МЭР РФ) на расчетный период.

Так, при реализации (без привлечения кредитных средств) варианта 1 тариф на тепловую энергию вырастет с 1893,1 руб./Гкал в 2014 г. до 3035,9 руб./Гкал в 2029 г., что ниже прогнозной величины МЭР РФ равной 3663,3 руб./Гкал. В отсутствие в городе каких-либо собственных источников генерации электроэнергии тариф на электроэнергию к 2029 г. в соответствии с прогнозом МЭР РФ составит 7,3 руб./кВт·ч.

При реализации варианта 2 или 3 (без при влечения кредитных средств) тариф на тепловую энергию к расчетному сроку (2029 г.) составит 1785,3 или 1830,2 руб./Гкал соответственно, тариф на электроэнергию к 2029 г. - 1,1 или 2 руб./кВт•ч соответственно.

Проект Схемы теплоснабжения Таганрога на период до 2029 г прошел независимую экспертизу в ФГБУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» (после размещения на сайте администрации Таганрога схемы теплоснабжения в полном объеме любой желающий сможет с ней ознакомиться).

Осуществляя разработку схемы теплоснабжения Таганрога, также интересно было обратиться к опыту разработки схем теплоснабжения других городов Ростовской области численностью населения от 100 тыс. чел. и выше.

 

О схемах теплоснабжения городов Ростовской области

Ниже представлен экспресс-анализ схем теплоснабжения следующих городов: Батайск, Волгодонск, Новочеркасск, Новошахтинск, Ростов-на-Дону, Шахты. В ходе анализа использовались открытые данные из сети Интернет. При рассмотрении проектов схем теплоснабжения указанных городов анализировалась проработка следующих разделов и показателей (при их наличии), без которых, по нашему мнению, схема теплоснабжения не может являться документом эффективного планирования развития систем теплоснабжения и территории в целом:

■       существующие особенности систем теплоснабжения;

■       корректировка перспективных тепловых нагрузок с учетом требований по энергосбережению зданий (для исключения завышения перспективных мощностей, содержание которых необходимо оплачивать из тарифа);

■       электронная модель системы теплоснабжения (существующая и перспективная);

■       мастер-план развития систем теплоснабжения с проработкой трех сценариев;

■       приоритет использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии;

■       перспективные топливные балансы по трем вариантам развития систем с целью выявления варианта с наибольшей экономией первичного топлива;

■       тарифные последствия.

Опыт ведущего профильного института в вопросе разработки схем теплоснабжения городов (ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром») [8] говорит о том, что удельная стоимость данного вида работ должна быть на уровне 100 руб. на одного городского жителя для разработки качественной схемы теплоснабжения (эта удельная стоимость может быть ниже при условии, что в городе в каком-то виде уже имеется электронная модель системы теплоснабжения). При этом, как показывает наш опыт, срок разработки схемы теплоснабжения города численностью 100-300 тыс. чел. должен составлять не менее 9 месяцев [9].

В этой связи на первом этапе анализировались условия и итоги конкурсных процедур на разработку схем теплоснабжения городов Ростовской области численностью населения от 100 тыс. чел. и выше по следующим ключевым критериям: начальная и конечная полная (руб.) и удельная (руб./чел.) стоимость работы; срок выполнения работы.

 

Таблица. Данные по выбору исполнителя и условиям проведения работ по разработке схем теплоснабжения для городов Ростовской области численностью населения от 100 тыс. чел. и выше.

 

Город

Численность населения, тыс. чел.

Начальная (максимальная)/ /конечная стоимость конкурса, млн руб.

Удельная стоимость работ начальная//конечная, руб./чел.

(на 1 городского жителя)

Срок выполнения работы (по договору)

Тип процедуры закупки

Исполнитель работ

Батайск

115

9,58/0,91

83,3/7,9

декабрь 2013- март 2014 (3 месяца)

Электронный

аукцион

ООО «Невская Энергетика»

(г. Санкт-Петербург)

Волгодонск

170

10,94/3,40

64,4/20

август 2014- ноябрь 2014 (~3 месяца)

Открытый

конкурс

ООО «Невская Энергетика»

(г. Санкт-Петербург)

Новочеркасск

173

10,59/10,50

61,2/60,7

сентябрь 2013- ноябрь 2013 (59 дней)

Открытый

конкурс

ООО НПП «ВНИКО» (г. Новочеркасск Ростовской области)

Новошахтинск

110

1,02/1,00

9,3/9,1

октябрь 2013- декабрь 2013 (60 дней)

Открытый

конкурс

ООО НПП «ВНИКО» (г. Новочеркасск Ростовской области)

Ростов-на-Дону

1109

28,95/28,50

26,1/25,7

октябрь 2012- сентябрь 2013 (11 месяцев)

Открытый

конкурс

ООО «СЭТ»

(г. Санкт-Петербург)

Таганрог

256

17,94/17,35

70/67,7

февраль 2014- сентябрь 2014 (210 дней)

Открытый

конкурс

ООО

«Энсис Технологии» (г. Москва)

Шахты

239

20,47/18,70

85,7/78,2

июль 2014- октябрь 2014 (70 дней)

Открытый

конкурс

ЗАО

«Юрэнергоаудит» (г. Москва)


В таблице представлены сводные данные по результатам конкурсных процедур по выбору исполнителя работ на разработку схем теплоснабжения в этих городах.

Исходя из сводных данных таблицы видно, что только в Батайске и Волгодонске происходило существенное снижение начальной стоимости работ. Отметим, что разработку схем теплоснабжения в этих двух городах вела одна и та же организация. Снижение начальной цены более чем в 10 раз на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения Батайска можно объяснить тем, что выбор исполнителя работ производился на основании проведения электронного аукциона, где ключевым критерием является именно стоимость.

Во всех остальных городах в ходе проведения конкурсных процедур снижение начальной (максимальной) цены происходило незначительно (не более чем на 10%). При этом конечная удельная стоимость работ достаточно сильно разнится по всем проанализированным торгам (в 10 раз): от 7,9 до 78,2 руб./чел.

Если касаться сроков разработки схем теплоснабжения во всех рассматриваемых городах Ростовской области, то они составили в основном 2-3 месяца (Батайск, Волгодонск, Новочеркасск, Новошахтинск, Шахты) и 7 месяцев для Таганрога, только в Ростове-на-Дону численностью населения свыше 1 млн чел. этот срок составил 11 месяцев. Таким образом, практически во всех городах Ростовской области сроки разработки схем теплоснабжения были достаточно сжатыми.

На следующем этапе нами проводился экспресс-анализ проектов схем теплоснабжения указанных городов, в первую очередь, на предмет предлагаемых системных технических решений по повышению надежности, качества теплоснабжения (и их проработки с использованием инструментов электронного моделирования), а также - снижения затрат первичного топлива (что является основным системным эффектом при разработке схемы теплоснабжения) и, как следствие, влияние всех понесенных капитальных затрат в источники и тепловые сети на величину тарифа на тепловую энергию (и электрическую энергию в случае комбинированных источников энергии) для потребителей. Экспресс-анализ не проводился только для схемы теплоснабжения Ростова-на-Дону, которая прошла всестороннюю экспертизу в Минэнерго России и была утверждена в 2014 г. Стоит отметить, что схему теплоснабжения Ростова-на-Дону разрабатывала достаточно квалифицированная организация, обладающая, в частности, опытом разработки электронных моделей систем теплоснабжения, например, для ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» [10].

К сожалению, не во всех случаях на сайтах администраций городов представлены все необходимые материалы, несмотря на то, что в соответствии с п. 11 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения ПП РФ № 154 проект схемы теплоснабжения подлежит размещению в полном объеме (утверждаемая часть и обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения) на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. Наличие полного перечня материалов схем теплоснабжения в открытом доступе позволило бы более полно провести их анализ.

Город Батайск. В схеме теплоснабжения достаточно хорошо проработан раздел существующего положения в сфере теплоснабжения, хотя при этом недостаточно четко определены ключевые особенности и проблемы в системе теплоснабжения города.

Положительным аспектом схемы теплоснабжения Батайска является то, что при расчете перспективной тепловой нагрузки учитывались требования к энергетической эффективности объектов теплопотребления, указанные в Постановлении Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Представленные графические материалы по месторасположению источников тепла и теплосетей и базы данных по ним, а также пьезометрические графики, показывают, что электронная модель разработана на хорошем уровне.

В представленных материалах схемы теплоснабжения отсутствует мастер-план развития систем теплоснабжения, предусматривающий три варианта развития в соответствии с требованиями ПП РФ № 154. В работе представлен, по сути, только один сценарий развития, включающий в себя (текст приводится дословно):

■     строительство новых газовых блочно-модульных котельных в различных районах города для обеспечения перспективной нагрузки и переключения нагрузки некоторых существующих источников на новые;

■     перераспределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в каждой зоне действия системы теплоснабжения между источниками тепловой энергии;                                                                                        

■     техническое перевооружение существующих источников тепловой энергии.

Проектом схемы теплоснабжения, естественно, предусмотрена реконструкция и новое строительство трубопроводов тепловых сетей.

Из приведенных данных видно, что какие-либо решения по внедрению установок комбинированной выработки тепловой и электрической энергии отсутствуют.

Провести оценку экономии первичного топлива не представляется возможным ввиду отсутствия нескольких вариантов развития систем теплоснабжения, чтобы их можно было бы сравнить.

Тарифные последствия определялись с учетом частичного и полного возмещения капитальных затрат в источники тепловой энергии и тепловые сети. Разработчики схемы теплоснабжения Батайска совершенно справедливо указывают, что изменение тарифа на тепловую энергию в течение периода действия схемы (от 1668,6 руб./Гкал в 2013 г. до 4455,6 руб./Гкал в 2015 г. при 100% учете капитальных затрат в тарифе со снижением тарифа до 3244,5 руб./Гкал к расчетному 2028 г.) носит достаточно резкий характер и неприемлемо для реализации, поэтому необходимо изыскивать другие возможные пути реализации проекта без такого существенного роста тарифов на тепловую энергию.

По нашему мнению, снижение величины тарифа на тепловую энергию или хотя бы его рост не выше прогнозных значений Минэкономразвития РФ возможно при условии проработки следующих вариантов схемы (например, в ходе ее актуализации): переключение тепловой нагрузки с менее эффективных источников тепла на более эффективные котельные; реконструкция отдельных котельных города с переводом их в комбинированный режим работы при наличии технической возможности или новое строительство источников комбинированной выработки тепловой и электрической энергии с переключением на них тепловой нагрузки котельных, которые, в свою очередь, переводятся в пиково-резервный режим. При этом децентрализованные источники тепла также имеют право на жизнь, но только при соответствующем обосновании. В любом случае все рекомендованные решения по оптимизации работы системы теплоснабжения города должны соответствующим образом быть обоснованы и увязаны между собой с обязательной технико-экономической оценкой предлагаемых мероприятий.

Город Волгодонск. По Волгодонску анализировались, по сути, два документа: Схема теплоснабжения Волгодонска на период до 2028 г. (Постановление администрации Волгодонска от 02.06.2014 г. № 1895) и более новая Схема теплоснабжения Волгодонска на период 2015-2029 гг. (но в ее составе в открытом доступе по состоянию на 31.01.2015 г. представлены только материалы по существующему положению в сфере теплоснабжения, в которых не четко выделены основные особенности и проблемы в сфере теплоснабжения города).

При расчете перспективной тепловой нагрузки не учитывались требования к энергетической эффективности зданий в соответствии с Приказом Минрегиона России от 26.05.2010 г. № 262.

В Схеме теплоснабжения Волгодонска на период до 2028 г., утвержденной Постановлением администрации Волгодонска от 02.06.2014 г. № 1895, отсутствует мастер-план развития систем теплоснабжения, решения по развитию систем теплоснабжения сводятся к замещению и вводу новых мощностей (включая демонтаж паровой турбины типа ПТ-60-130/13 и установку двух паровых турбин типа Т-185/220-130-2) на Волгодонской ТЭЦ-2 для покрытия перспективных тепловых нагрузок, стоимость проекта оценивается в 5,5 млрд руб.

Напомним, что в 12 км от Волгодонска на берегу Цимлянского водохранилища находится Ростовская АЭС (бывшая Волгодонская АЭС), в эксплуатации которой сегодня находится три энергоблока с реакторами ВВЭР-1000 суммарной установленной электрической мощностью 3000 МВт, причем новый, 3-й энергоблок пока работает только на 30% мощности, т.к. с декабря 2014 г. проходит испытания, завершение которых планируется в июле 2015 г. [11].

Установленная мощность теплофикационных теплообменников каждого энергоблока АЭС составляет 232 МВт (200 Гкал/ч) [12]. При выборе площадки для строительства станции предполагалось, что централизованным теплоснабжением от АЭС будут охвачены промышленные и коммунальные потребители г. Волгодонска. На сегодняшний день отпуск тепловой энергии от Ростовской АЭС полностью отсутствует.

Таким образом, при нерегулируемом отборе тепловой мощности из паровых турбин с одного энергоблока Ростовской АЭС 3980 часов в год (продолжительность отопительного периода города составляет 166 дней), отпуск тепла потребителям составит 796 тыс. Гкал. Сокращение потребления природного газа котельными Волгодонска составит 106,6 млн м3 в год (или 113,8 тыс. т у.т.).

Проекты отпуска тепловой энергии от АЭС сегодня не являются фантастикой или экзотикой в мире, о чем свидетельствуют уже реализованные или планируемые к реализации проекты в России и Европе по транспорту тепловой энергии от АЭС на расстояние до 100 км [13, 14].

Наличие такого значимого источника энергии как Ростовская АЭС в непосредственной близости от Волгодонска, по нашему мнению, требует к себе внимания при разработке (актуализации) схемы теплоснабжения данного города и оптимизации работы его системы теплоснабжения.

В обеих схемах теплоснабжения представлены графические материалы с общим видом существующей электронной модели системы теплоснабжения города. Перспективные решения, которые были бы смоделированы с помощью электронной модели, к сожалению, не приведены.

Также в представленных документах отмечено, что в городе Волгодонск открытая схема, при этом в работе не представлены и не просчитаны решения по переводу схемы с открытой на закрытую в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ.

В анализируемых материалах отсутствует какая-либо информация по определению тарифных последствий предлагаемых решений на расчетный период.

Не исключено, что с доработкой обновленной схемы теплоснабжения города, которая на текущий момент представлена на сайте администрации анализом существующего положения в сфере теплоснабжения, все эти и другие разделы будут проработаны.

Город Новочеркасск. Ввиду того, что в сети Интернет отсутствуют обосновывающие материалы к Схеме теплоснабжения Новочеркасска на период до 2028 г. (хотя ссылки на обосновывающие материалы в Утверждаемой части схемы теплоснабжения присутствуют), проанализировать выявленные особенности и проблемы в сфере теплоснабжения города не представляется возможным.

Если говорить об оценке перспективной тепловой нагрузки, то в Схеме теплоснабжения указан практически двукратный прирост тепловой нагрузки (с 540,44 Гкал/ч в 2013 г до 1044,24 Гкал/ч в 2028 г), что не выглядит правдоподобным, да и по тексту присутствуют противоречия касательно величины перспективной тепловой нагрузки. При этом, нет данных о том, как определялась существующая тепловая нагрузка города.

Что касается перспективных вариантов развития систем теплоснабжения, то в работе указано следующее (дословно): «Для объектов перспективного строительства планируется строить новые источники тепловой энергии - блочно-модульные котельные, пристроенные котельные, котлы наружного размещения, а также применять индивидуальное поквартирное отопление по решению Застройщика. При условии благоприятного экономического обоснования возможно строительство мини-ТЭЦ, либо использование возобновляемых источников энергии для подключения к ним тепловой нагрузки одного или двух многоквартирных домов».

Таким образом, в работе присутствует достаточно «размытая» перспектива развития систем теплоснабжения и отсутствует мастер-план со сценариями развития систем ЦТ.

Приоритет использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии состоит в наличии Новочеркасской ГРЭС (НчГРЭС, входит в состав ОАО «ОГК-2») с существующей тепловой нагрузкой 33,421 Гкал/ч (при текущей установленной тепловой мощности станции 75 Гкал/ч).

Причем, по данным одного из докладов министра промышленности и энергетики Ростовской области М.М. Тихонова, в завершающей стадии (до 2016 г.) находится один из крупнейших в области инвестиционных проектов (23,9 млрд руб.) по строительству энергоблока № 9 Новочеркасской ГРЭС электрической мощностью 330 МВт с установкой котла с циркулирующим кипящим слоем (ЦКС).

Поэтому, по нашему мнению, в рамках разработки (актуализации) схемы теплоснабжения Новочеркасска в обязательном порядке должен рассматриваться один из вариантов развития, основанный на увеличении отпуска тепловой энергии от НчГРЭС для замещения части тепловой нагрузки от низкоэффективных котельных города при соответствующем технико-экономическом обосновании (проекты по дальнему транспорту тепловой энергии от ГРЭС аналогичны проектам по организации теплоснабжения от АЭС).

Город Новошахтинск. Несмотря на то, что в сети Интернет отсутствуют обосновывающие материалы к Схеме теплоснабжения Новошахтинска на период 2013-2028 гг. (хотя в Постановлении администрации города Новошахтинска от 13.09.2014 г. № 310 перечень передаваемых обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения присутствует), в утверждаемой части Схемы теплоснабжения достаточно информативно представлено описание существующего положения в сфере теплоснабжения города, но, к сожалению, отсутствует анализ выявленных особенностей и проблем в сфере теплоснабжения.

На сайте администрации города в виде отдельных файлов (схем) представлены планшеты (видимо, из генплана) с указанием на них источников тепла и теплотрасс; какая-либо другая информация по самой электронной модели системы теплоснабжения города (включая выгрузки данных из нее) отсутствует. Поэтому по представленным материалам схемы теплоснабжения нельзя оценить качество разработанной электронной модели системы теплоснабжения как по существующему положению, так и по перспективе.

В работе указано: «мастер-план в схеме теплоснабжения выполняется в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения (ПП РФ № 154 от 22.02.2012 г.) для формирования двух вариантов развития системы теплоснабжения города». Затем, ссылаясь на решение исполнительного органа власти Новошахтинска, сказано, что «перспективная схема теплоснабжения разрабатывается в одном варианте, в котором определен состав энергоисточников, обеспечивающих перспективные балансы спроса на тепловую мощность и разрабатываются проектные предложения по новому строительству и реконструкции тепловых сетей». Таким образом, мастер-план с вариантами развития системы теплоснабжения (которых, напомним, должно быть 3 шт. в соответствии с требованиями ПП РФ № 154 от 22.02.2012 г.) как таковой отсутствует.

При этом в соответствии с данными схемы теплоснабжения, вариант перспективного развития схемы теплоснабжения города предусматривает «оптимизацию установленных мощностей существующих котельных и строительство новых мощностей, включающих тепловые насосы, использующих дешевую энергию шахтных или грунтовых вод», а именно модернизацию 10 существующих котельных с оборудованием их тепловыми насосами и газопоршневыми установками (строительство новых блочно-модульных котельных схемой теплоснабжения также предусмотрено).

Стоит отметить, что решение по вводу новых мощностей на базе тепловых насосов, использующих дешевую энергию шахтных вод, действительно для Новошахтинска является достаточно интересным и перспективным. Напомним, что в 2011 г. проект фирмы ООО «Теплонасосные системы - Новошахтинск» вошел в перечень типовых проектов Координационного совета Президиума Генерального Совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности [15].

В соответствии с приведенными данными [15], практически в каждом городе, где закрыты шахты, они чаще всего закрывались методом затопления. По оценке автора статьи, в Новошахтинске объем шахтной воды превышает 11 млн м3, которая имеет температуру от 18 до 23 °С, что сопоставимо по теплотворной способности со 150 тыс. т нефти в год. Поэтому целесообразно применять тепловые насосы, использующие низкопотенциальное тепло шахтных вод, сочетая их с когенерационными установками для выработки дешевой электроэнергии для работы теплового насоса и собственных нужд.

В [15] указано: «пилотная теплонасосная станция (ТНС) в г. Новошахтинске сегодня снабжает тепловой энергией 5 социально значимых объектов: центральная городская больница № 1 (10 корпусов); детская городская больница (4 корпуса); школа № 27; профтехучилище № 58 (5 корпусов); детский сад № 34 «Мишутка».

Строительство теплонасосной станции позволило закрыть 7 старых подвальных неэффективных угольных котельных.

В ТНС установлены:

■       два тепловых насоса единичной тепловой мощностью 0,384 МВт, обеспечивающие на выходе температуру теплоносителя равную 65 ОС;

■       два газовых котла, которые включаются в работу для покрытия пиковых нагрузок и могут выступать в качестве резервного источника.

Для того чтобы обеспечить объекты тепловой энергии за счет частных инвестиций были проложены 3,5 км тепловых сетей, 3 км сетей ГВС и внутрикорпусные сети ГВС протяженностью 2,4 км.

Суть технологии работы ТНС такая. Бурится скважина в затопленную шахту, из которой подается вода объемом 100 м3/ч, температурой 18-23 ОС.

Авторы разработки (которая является инновационной и защищена патентом) отмечают, что важным моментом является проведение исследований и точное попадание в шахтную выработку, где температура воды соответствует «заказываемым» тепловым насосом.

Сегодня ТНС обеспечивает тепловой энергией Центральный район города в количестве 4 тыс. Гкал в год, что составляет 8% от общегородского потребления тепловой энергии».

В результате реализации проекта после окупаемости инвестиций тариф на тепловую энергию должен снизиться и перестать существенно зависеть от цен на углеводородное топливо. Так, на момент реализации проекта прогнозная оценка тарифа на тепловую энергию составляла [15]: в 2011 г. - 1562 руб./Гкал; в 2015 г. - 2443 руб./Гкал; в 2016 г. - 1954 руб./Гкал. Отметим, что в 2014 г величина экономически обоснованного тарифа для компании ООО «ТСН-Н» составляла 2726,39 руб./Гкал (без НДС) и не менялась в течение года. К сожалению, из приведенных данных проекта нельзя четко понять какая все-таки электроэнергия используется для работы теплового насоса: от внешних источников (т.е. из общей сети) или же от собственного когенерационного источника (на базе газопоршневых установок), т.к. стоимость потребляемой электроэнергии напрямую влияет на формирование тарифа на тепловую энергию от ТНС.

В рамках разработки схемы теплоснабжения необходима детальная проработка перспектив развития данного технического решения применительно к Новошахтинску с учетом уже имеющегося опыта его реализации.

В работе приведены данные по экономии первичных топливно-энергетических ресурсов, которая оценивается на уровне около 30% на расчетный период. Действительно, экономия первичного топлива возможна при внедрении ТНС, но достижение указанного уровня экономии требует подтверждающих расчетов, которые в схеме теплоснабжения, к сожалению, отсутствуют.

В анализируемых материалах схемы теплоснабжения какая-либо информация по определению тарифных последствий предлагаемых решений на расчетный период отсутствует.

Город Шахты. В сети Интернет отсутствуют обосновывающие материалы к Схеме теплоснабжения муниципального образования «Город Шахты» на период до 2028 г., проанализировать выявленные особенности и проблемы в сфере теплоснабжения города не представляется возможным.

В приведенных материалах в виде отдельных файлов (схем) представлены графические материалы (снимки со спутника) с указанием на них источников тепла и теплотрасс и зон действия источников теплоснабжения, какая-либо другая информация по самой электронной модели системы теплоснабжения города отсутствует.

Что касается мастер-плана со сценариями развития систем теплоснабжения г. Шахты, то в Техническом задании на разработку схемы теплоснабжения были установлены дополнительные требования по формированию вариантов развития систем теплоснабжения, ниже дословно приведена выдержка из ТЗ:

«1. Разработать предложения по строительству источников теплоснабжения с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии (в пос. ХБК, пос. Артем, пос. ТЭЦ) вместо существующей ООО «Шахтинская ГТЭС».

2.   Разработать предложения по строительству новых блочно-модульных котельных для переключения потребителей» (и указывается ряд сезонных котельных. - Прим. авт.).

Здесь необходимо пояснить, что на территории города одной из крупнейших ТСО является ООО «Шахтинская ГТЭС» (занимает 50% рынка тепловой энергии города). Шахтинская ГТЭС по сути сегодня является ПГУ-ТЭЦ (установленная электрическая мощность - 100 МВт, тепловая мощность - 108 Гкал/ч). Кроме этого, на балансе организации имеется несколько котельных, которые используются в качестве «пиковых» и вводятся в эксплуатацию в период дефицита тепловой мощности станции, для поддержания заданного температурного графика подачи теплоносителя.

Сегодня Шахтинская ГТЭС имеет статус вынужденной генерации по основанию «риск нарушения теплоснабжения» в связи с тем, что станция не прошла конкурентный отбор мощности (КОМ). Этим обстоятельством, видимо, и объясняется формулировка решений, заложенных в Техническое задание на разработку схемы теплоснабжения города. Какие-либо комментарии специалистам не требуются. Если же все эти решения будут реализованы, то система централизованного теплоснабжения города может в ближайшее время исчезнуть, а на ее место придут децентрализованные блочно-модульные котельные.

Кроме этого, в схеме теплоснабжения г. Шахты приводится перечень квартир в 1221 существующем жилом многоквартирном доме города, которые получили разрешение на установку индивидуальных поквартирных теплогенераторов. Данное обстоятельство является прямым нарушением п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с которым запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Здесь хочется привести пример европейского подхода к выбору источника теплоснабжения. Согласно Директиве Европейского парламента и Совета Европы по энергетическим характеристикам зданий [16], для новых зданий не может рассматриваться в качестве перспективной система централизованного теплоснабжения (а децентрализованного и подавно) от котельной, сжигающей только природный газ и/или другой вид ископаемого топлива; исключение составляют только централизованные котельные, которые хотя бы частично сжигают ВИЭ (например, биомассу и др.). В качестве источника теплоснабжения в обязательном порядке должен рассматриваться источник на основе ВИЭ, когенерации или тригенерации.

Возвращаясь к анализу схемы теплоснабжения г. Шахты, по нашему мнению, в данном документе в обязательном порядке должен быть проработан вариант по загрузке существующей ПГУ-ТЭЦ, чтобы повысить эффективность ее работы на местном рынке тепла, что повлечет за собой повышение ее конкурентоспособности на рынке электроэнергии, чтобы станция могла претендовать на прохождение КОМ. В противном случае, если в городе будет продолжаться кампания по децентрализации систем теплоснабжения, то ПГУ-ТЭЦ можно будет закрывать.

С учетом вышесказанного, сложно говорить о приоритете использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии на период действия схемы теплоснабжения.

В анализируемых материалах схемы теплоснабжения какая-либо информация по определению тарифных последствий предлагаемых решений на расчетный период отсутствует.

 

Выводы

1. На основании имеющегося опыта разработки схем теплоснабжения городов (на примере Таганрога Ростовской обл.) описаны ключевые подходы к разработке схем теплоснабжения.

2.  Выявление основных проблем и особенностей в сфере энергоснабжения территории является основой при разработке схемы теплоснабжения, которые необходимо, в первую очередь, учитывать при проработке возможных вариантов развития систем теплоснабжения города.

3.  Проведенный экспресс-анализ схем теплоснабжения городов Ростовской области численностью населения от 100 тыс. чел. и выше показал, что все города области уникальны по-своему, поэтому их индивидуальные особенности в обязательном порядке должны приниматься во внимание при разработке схемы теплоснабжения, чтобы рекомендовать оптимальные решения по развитию систем теплоснабжения с обязательной проработкой нескольких вариантов.

4. Без создания расчетной электронной модели системы теплоснабжения, которая является достаточно мощным инструментом при разработке схемы теплоснабжения, моделирование работы систем централизованного теплоснабжения как в существующем состоянии, так и в перспективе (по всем предлагаемым вариантам развития) и разработка качественной схемы теплоснабжения города невозможны (в первую очередь, для г

Все статьи рубрики Теплоснабжение

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40) , №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43).

Статьи по темам

Энергетика (6) ,
Энергоэффективное строительство (15) ,
Возобновляемые источники энергии (13) ,
Региональный опыт (3) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (113) ,
Теплоснабжение (65) ,
Энергоэффективное освещение (45) ,
Учет энергоресурсов (14) ,
Энергосервис и ЭСКО (35) ,
Электроснабжение (12) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (36) ,
Новые технологии (44) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (27) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2016
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей