Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 1 (38) за 2015 г

Скачать номер в формате pdf (3747 kБ)

Об энергетическом паспорте зданий



Рубрика: Энергетические обследования и энергоаудит
Автор: В.И. Ливчак
Технология: Паспортизация зданий при проведении энергоаудита
Эффект от внедрения:
- для объекта мероприятие позволяет уменьшить теплопотери здания за отопительный период, съэкономить электроэнергию;
- для муниципального образования снижение расхода топлива, уменьшение тарифов, снижение энергопотребления (тепловой и электрической энергии) в наиболее холодные дни, высвобождение дефицитных мощностей.
Объекты внедрения: Промышленность, Общедомовые системы, в.т.ч. многоквартирных домов, Учреждения социальной сферы (школы, больницы, детские сады и т.д.) , Административные и общественно-бытовые здания и сооружения.

К.т.н. В.И. Ливчак, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

 

В последнем номере журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ» прошла информация о том, что Минюст РФ 3 декабря 2014 г. зарегистрировал приказ Минэнерго РФ № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» (см. журнал «ЭНЕРГОСОВЕТ» №6/2014 стр.37 - прим. ред.). По этому приказу были признаны утратившими силу приказы от 19 апреля 2010 г. № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» и от 8 декабря 2011 г. № 577 «О внесении изменений в требования к энергетическому паспорту... по предыдущему приказу № 182».

 

Содержание приказа Минэнерго РФ № 400

В новом приказе устанавливаются требования к проведению энергетического обследования с целью получения данных об объеме используемых энергоресурсов, определения потенциала энергосбережения и разработки перечня мероприятий повышения энергоэффективности объекта обследования, в качестве которых выступают организации, производящие продукцию (работ, услуг), в том числе обособленные подразделения организаций (Приложения 2-10), и получающие энергию от стороннего источника или собственного производства в виде электрической и тепловой энергии, твердого или жидкого топлива, природного, сжиженного, сжатого или попутного нефтяного газа, а также моторного или альтернативных (местных) топлив, с использованием вторичных ресурсов и возобновляемых источников энергии.

Также в качестве объектов энергетического обследования в этом приказе приводятся технологические комплексы и отдельно стоящие здания, входящие в этот комплекс (Приложение 12), системы наружного освещения площадок промпредприятий, населенных пунктов, автомобильных дорог (Приложение 11), линии передачи энергетических ресурсов и воды (Приложения 15-20), предприятия осуществляющие добычу природного газа, его подземное хранение и переработку (Приложения 25-29), газотранспортные организации (Приложения 30-34).

Энергетическое обследование включает сбор информации об объекте, его визуальный осмотр и инструментальные измерения, обработку и анализ полученных сведений. По результатам обследования составляется отчет, а также заполняется энергетический паспорт. Установлены требования к их разработке, составлению и заполнению. Приведен новый рекомендуемый образец энергетического паспорта отдельного здания, составленного на основании проектной документации (Приложение 35), не намного отличающийся от приведенных в предыдущих приказах и также не отражающий все показатели теплового баланса здания, что по-прежнему не позволяет рассчитать ожидаемое теплопотребление на отопление за отопительный период.

Следует отметить, что подавляющее большинство многоквартирных домов и общественных зданий в городах и поселках городского типа подключены к централизованным сетям электро-, тепло-, водо-, и газоснабжения, поэтому большая часть списка требований по проведению энергетического обследования, обращенных, как следует из приведенного выше перечня приложений, в основном, к организациям, технологическим комплексам и объектам производственного назначения, для таких отдельных зданий является избыточной, вследствие чего размываются основные задачи, стоящие перед этими зданиями по сокращению излишнего потребления энергетических и водных ресурсов.

 

Стандарт НОП 2.1-2014 как развитие приказа № 400 для зданий

В этом плане очень удачно, что одновременно с выходом этого приказа Национальное объединение проектировщиков (НОП) практически в то же время в декабре 2014 г. выпустило стандарт «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания», СТД НОП 2.1-2014, разработанный НП «АВОК», который дополняет этот приказ применительно к отдельным зданиям.

В стандарте СТД НОП 2.1-2014 не только приводится полный состав энергетического паспорта, но и методики расчета всех составляющих теплового баланса здания. По этим методикам определены удельные базовые значения расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию за нормативный отопительный период для всех регионов России, которые были включены в проект приказа Минстроя России «Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов и требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», одобренный межведомственной рабочей группой «Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ)» 25 ноября 2014 г.

В этом стандарте сведен тепловой баланс между теплопотерями и теплопоступлениями в зданиях. Если теплопотери через наружные ограждения Qогр по данным Приложения 35 приказа № 400 еще можно посчитать, то теплопотери на нагрев наружного воздуха, необходимого для вентиляции - нельзя, так как в паспорте Приложения 35 приводится только воздухопроницаемость наружных ограждений, а необходимый для поддержания требуемого воздухообмена в квартирах расход наружного воздуха не приводится. Кстати, строки паспорта с сопротивлением воздухопроницанию наружных стен, покрытий и перекрытий приводить не следует из-за того, что оно несоизмеримо мало по сравнению с сопротивлением воздухопроницанию окон, а приведенную воздухопроницаемость ограждающих конструкций следует приводить при разности давлений не в 10 Па, а в 50 Па, с целью установления достаточной герметичности межэтажных перекрытий для устойчивой работы механической вытяжной вентиляции.

 

Стандарт

 

Стандарт Национального объединения проектировщиков СТО НОП 2.1-2014 «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания»

 

Для многоквартирных домов при сопротивлении воздухопроницанию окон более 0,9 м2·ч/кг объем инфильтрующегося через окна наружного воздуха даже на 1-ом этаже 25-ти этажного дома ниже требуемого воздухообмена для вентиляции квартиры, поэтому для определения расхода теплоты на нагрев системой отопления минимального количества наружного воздуха для обеспечения вентиляции в квартирах необходимо приводить в энергетическом паспорте норму воздухообмена, и с учетом этой нормы и объема инфильтрации наружного воздуха в лестничной клетке определять теплопотери на вентиляцию вместе с инфильтрацией - Qвент+инф.

 

Теплопоступления в здание как составляющие теплового баланса

С другой стороны в тепловом балансе здания следует учитывать внутренние теплопоступления от искусственного освещения, пребывания людей, пользования электрическими приборами и кухонным оборудованием - Qвн. Соответственно и в энергетическом паспорте необходимо указать удельную величину внутренних теплопоступлений в зависимости от назначения здания и приходящейся площади на одного жителя или служащего и количества поступающей теплоты от жизнедеятельности людей. Обоснование этих величин в зависимости от перечисленных выше факторов приводится в [1].

В рекомендованном приказом энергетическом паспорте, составленном на основании проектной документации, приводится общая площадь окон и витражей, но она не разбита по ориентации на стороны света, из-за чего невозможно подсчитать еще одну составляющую теплового баланса здания - теплопоступления с солнечной радиацией (инсоляцию) Qинс. Для ее определения следует в перечень климатических параметров региона строительства включить средние за отопительный период величины солнечной радиации по румбам на вертикальные поверхности при действительных условиях облачности, а в перечень используемых постоянных коэффициентов - коэффициент затенения окон и витражей непрозрачными элементами и коэффициент относительного пропускания солнечной радиации остеклением.

Учитывая, что полезное использование теплопоступлений как внутренних, так и внешних зависит от оптимальности принятой схемы автоматического центрального регулирования подачи теплоты в здание и индивидуального на отопительных приборах, на теплопоступления вводится понижающий коэффициент ζ - эффективности авторегулирования отопления, который отсутствует в рекомендованном приказом энергетическом паспорте, а он существенно влияет на конечную величину расхода теплоты на отопление, по которой судят о соответствии рассчитанной энергоэффективности требуемой. Так, если на ЦТП или ИТП отсутствует автоматика регулирования подачи теплоты на отопление ζ=0,5, если ИТП оборудован автоматикой регулирования температуры теплоносителя, подаваемого в систему отопления, в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, а на отопительных приборах установлены термостаты, то ζ = 0,85-0,9 в зависимости от выбранной конструкции водяной системы отопления.

Исходя из уравнения теплового баланса здания, находится необходимый расход тепловой энергии на отопление здания Qот:

Qот = Qогр + Qвент+инф - (Qвн + Qинс) · ζ · ν,

где, кроме обозначений, приведенных в тексте, ν - коэффициент, учитывающий снижение использования теплопоступлений в период превышения их над теплопотерями.

В стандарте приведены примеры расчета энергетической эффективности многоквартирного дома, общественного здания - школы и сверхвысокого (высотой более 300 м) здания многофункционального использования.

 

Установление класса энергетической эффективности здания

По величине отклонения расчетного удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период от базового значения устанавливается класс энергетической эффективности запроектированного здания, а по величине отклонения суммарного удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение от базового значения устанавливается класс энергетической эффективности эксплуатируемого здания. Поэтому в стандарте НОП 2.1-2014 приводится также методика расчета удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, как и методика расчета электропотребления, зданиями.

Последняя включает расчет удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов и расчета удельного годового расхода электрической энергии на освещение, пользование электроприборами в квартирах и в общественных зданиях в зависимости от их назначения и плотности заполнения людьми, а также на системы инженерного оборудования, в том числе центрального кондиционирования, По мере накопления определенного опыта в нормировании электрического энергопотребления и установления объективного коэффициента пересчета между электрическим и тепловым киловатт-часом, можно будет включить этот показатель при нормировании по удельному годовому расходу первичной энергии.

С учетом европейских стандартов в СТД НОП 2.1-2014 приведена таблица классов энергетической эффективности зданий, повторяющаяся в проекте приказа Минстроя. В ней увеличено против действующего приказа Минрегионразвития № 161 количество и диапазон классов ниже нормального, приблизив самое низкое значение к показателю СНиП 23-02-2003, подтвержденному результатами измерения фактического теплопотребления существующих зданий. Обозначение класса энергетической эффективности многоквартирных домов и зданий общественного назначения осуществляется латинскими буквами по шкале от A до G, нормальное соответствует шкале D, наилучшее - шкале А.

 

При энергетическом обследовании эксплуатируемых зданий обязательно выполнение расчета ожидаемого теплопотребления

Следует обратить внимание, что хотя в названии стандарта указано, что приводится расчет показателей только проекта здания, но без этого паспорта невозможно правильно оценить результаты энергетического обследования. Очень важно, что при выполнении такого обследования эксплуатируемых зданий необходимо сопоставлять фактическое теплопотребление, измеренное приборами учета и пересчитанное к нормативному отопительному периоду, с расчитанным по приведенной в стандарте методике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию. Во-первых, потому что из-за особенностей взаимного влияния теплового и воздушного режимов на человека можно, в стремлении к еще большему энергосбережению, получить синдром «больного здания», когда для экономии энергии искусственно сокращается воздухообмен в здании, что способствует повышению влажности и появлению плесени на внутренней поверхности наружных ограждений.

Во-вторых, только в сравнении фактического теплопотребления с проектными показателями можно оценить правильность режима отопления, причины отклонения фактического теплопотребления от расчетного, приоритетность энергосберегающих мероприятий и потенциал энергосбережения. А посему, и при энергетическом обследовании необходимо иметь или рассчитать энергетический паспорт проекта обследуемого здания по той же методике, но с использованием уже фактических данных по заселенности и, возможно, по теплотехническим характеристикам ограждающих конструкций.

Анализ фактического теплопотребления более тысячи многоквартирных панельных, блочных и кирпичных домов типовых серий строительства последних 60-ти лет в г. Москве в сравнении с требуемым теплопотреблением, определенным по методике, приведенной в СТД НОП 2.1-2014, показал [2,3], что в домах, построенных по проектам до 1995 г., как правило, фактическое теплопотребление близко к требуемому, а в последующие годы, включая и коммерческое строительство, фактическое теплопотребление превышает требуемое на 40 и более процентов. Причем, это повторяется из года в год на одних и тех же домах. Расчетная проектная теплопроизводительность системы отопления значительно превышает требуемую исходя из обеспечения комфортного микроклимата и нормативного воздухообмена в квартирах.

В основном это вызвано двумя причинами: во-первых, прикрываясь фразой улучшения условий жизни населения, в лихие 1995-97 гг. были внесены изменения в СНиП «Отопление и вентиляция», позже подтвержденные редакцией СНиП 41-01-2003, приведшие за счет занижения при расчете теплопотерь удельной величины внутренних теплопоступлений и завышения нормы воздухообмена к увеличению пиковой нагрузки на отопление на 20-25% по сравнению с предыдущей редакцией СНиП, а соответственно к такому же повышению поверхности нагрева отопительных приборов и требуемой мощности источников тепла.

Свойство же систем водяного отопления таково, что насколько увеличилась поверхность нагрева отопительных приборов, настолько же при соблюдении проектных расчетных параметров теплоносителя и температурного графика подачи теплоносителя увеличивается и теплоотдача системы отопления, независимо от того, выполнено ли утепление здания или нет. Казалось излишний перегрев отапливаемых помещений должны были бы снять терморегуляторы, но, как показало обследование зданий, оборудованных такими терморегуляторами [4], они не выполняли роль энергосбережения - температура воздуха в квартирах в этих домах была на уровне 23-25°С при воздухообмене, превышающем нормативный.

 

Как устранить перерасход теплоты на отопление зданий

Причем, из СНиП 41-01-2003 и последующей актуализированной редакции СП 60.13330.2012 были исключены методики расчета теплопотерь через наружные ограждающие конструкции, затрат тепловой энергии на нагрев инфильтрующегося воздуха и определения расчетного расхода тепловой энергии на отопление, приводимые ранее в Приложениях 9,10,12 СНиП 2.04.05-91*, действие которого прекращено, и из СП.60 дополнительно исключены рекомендации о минимальной удельной величине внутренних теплопоступлений. Это способствовало безответственности при выборе исходных данных для расчета и в результате массовому перерасходу тепловой энергии на отопление. Для исправления этого положения НП «АВОК» разработан стандарт «Руководство по расчету теплопотерь помещений и тепловой нагрузки на систему отопления жилых и общественных зданий» Р НП «АВОК» 2.3-2012. В нем не только собраны отдельные методики в единый документ, но он дополнен современными тенденциями развития отрасли и возможностями по оптимизации авторегулирования подачи теплоты на отопление с целью повышения энергоэффективности отапливаемого здания.

Во-вторых, температурные графики подачи теплоты в систему отопления, принятые теплоснабжающей организацией, построены в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, полагая, что нулевой расход в системе отопления должен быть при температуре наружного воздуха, равной температуре внутреннего воздуха в помещениях. Но как в жилых, так и в общественных зданиях имеются внутренние, бытовые теплопоступления, которые, в отличие от теплопотерь через ограждающие конструкции, не зависят от температуры наружного воздуха tн. Поэтому с повышением температуры tн доля внутренних теплопоступлений в тепловом балансе здания возрастает, за счет чего можно сократить подачу тепловой энергии на отопление по сравнению с подачей по традиционному графику [5].

Расчетная зависимость согласно Руководству НП «АВОК» 2.3-2012 строится, исходя из расчетного расхода теплоты на отопление, определенного при расчетной для проектирования отопления температуре наружного воздуха без учета запаса в поверхности нагрева отопительных приборов, и с учетом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха. Признавая приоритет автора и его 40-летний опыт внедрения этого решения, а также для краткости изложения редакция журнала «АВОК» назвала такую зависимость «графиком Ливчака» (№ 1-2014г.). При построении этого графика для многоквартирных домов, запроектированных по требованиям МГСН 2.01-99 и Руководства НП «АВОК» 2.3-2012, нулевой расход теплоты на отопление будет в зависимости от степени утепления дома находиться в диапазоне температур наружного воздуха +10÷15°C [6].

Таким образом, стандарт СТД НОП 2.1-2014 позволяет рассчитать энергетический паспорт проекта жилого, общественного и административно-производственного здания, а также оценить правильность режима отопления эксплуатируемого здания, причины отклонения фактического теплопотребления от расчетного и составить энергетический паспорт здания по результатам энергетического обследования - заполняется вертикальная шкала паспорта проекта здания «фактическое значение». Наличие в одном документе другой вертикальной шкалы «расчетное проектное значение» позволяет установить энергетический эффект каждого энергосберегающего мероприятия и оценить какому классу энергетической эффективности будет соответствовать данное здание после реализации этого мероприятия.

 

Не снижать планку задания повышения энергоэффективности!

И последнее, в том же номере журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ» указано, что Минэкономразвития РФ готовит законопроект, меняющий обязательное энергетическое обследование бюджетных учреждений на добровольное (см. журнал «ЭНЕРГОСОВЕТ» №6/2014 стр.7 - прим. ред.). В условиях массового перерасхода теплоты на отопление и вентиляцию жилых многоквартирных домов, построенных после 2000 г., отмечаемое на заседаниях круглого стола в Аналитическом центре при Правительстве России от 25.06.2014 г. по теме: «Принципы нормирования тепловой защиты ограждающих конструкций здания и их влияние на энергоэффективность объектов капитального строительства» и секции «Энергоэффективное домостроение» Объединенного научно-технического совета по вопросам градостроительной политики и строительства г. Москвы 22.05.2014 г. по теме: «Причины повышенного энергопотребления эксплуатируемых жилых домов», указанное предложение министерства приведет только к еще большему энергорасточительству.

Дело не в формальном подходе исполнителей энергообследования к составлению энергетического паспорта, а в отсутствии методических материалов правильного выполнения такого обследования. Стандарт НОП 2.1-2014 - это тот документ, который позволит более грамотно подойти к проведению энергообследования, расчетам и заполнению энергопаспорта.

В статье, намечаемой к публикации в следующем номере журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ», приводятся результаты натурных испытаний на базе инструментального обследования эксплуатируемых многоквартирных домов после капитального ремонта, свидетельствующие, как после реализации в контроллере автоматизированного узла управления системой отопления (АУУ) указанного выше графика подачи теплоты ее расход на отопление в отопительном сезоне 2009-10 гг. при обеспечении нормируемого воздухообмена в квартирах и комфортной внутренней температуры на уровне 20-22°С сократился на 47% по сравнению с аналогичными домами, а в следующем сезоне при отсутствии надзора за энергопотреблением вернулось к прежнему состоянию, сравнявшись с соседними зданиями.

Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод о явном пренебрежении энергосбережением при эксплуатации жилищного фонда города. Это нельзя отнести к случайности, поскольку уже было продемонстрировано в предыдущем отопительном сезоне, как правильной настройкой контроллера АУУ можно достичь расчетной экономии теплоты на отопление. Обязательное плановое (не всех зданий к одному сроку) энергообследование многоквартирных домов и общественных зданий независимо от формы собственности с последующим систематическим контролем энергопотребления по приборам учета способствовало бы устойчивому снижению энергопотребления зданиями.

Исходя из изложенного, нельзя в предлагаемых изменениях закона снижать планку потребления энергоресурсов для бюджетных организаций до уровня в 2% с 2015 г. (действующим законом предусмотрено ежегодное снижение потребления ресурсов для организаций бюджетной сферы на 3% до 2015 г.). Поскольку, как показано в предыдущем примере, еще не найден рыночный механизм стимулирования снижения энергопотребления - при достигнутом на практике сокращении расхода теплоты на отопление многоквартирного дома в 47% без каких либо инвестиций, а лишь за счет оптимальной настройки контроллера АУУ, в последующем отопительном сезоне потребление теплоты вернулось к предыдущему до настройки контроллера, наиболее действенным решением является административное ограничение энергопотребления.

Ведь в результате все эти перерасходы в теплопотреблении ложатся непомерным бременем на население страны дополнительно к росту тарифов на энергоресурсы. В подтверждение приведем диаграмму динамики изменения тарифов на электроэнергию (см. рисунок) за последние семь лет на примере г. Москва в сравнении с США и ЕС. Напомним, что по абсолютной величине тарифа в 2013 г. мы примерно сравнялись с США - в Москве для населения в домах с электрическими плитами 3,15 руб./кВт∙ч или в переводе 3,15*100/30 = 10,5 центов/кВт∙ч и 15 центов с газовыми плитами, в США на жилье в среднем по стране 12,12 центов/кВт∙ч (средний показатель по ЕС 0,2 евро/кВт∙ч, что в переводе 26,57 центов/кВт∙ч). Казалось бы не так и плохо, но средняя зарплата в России сейчас на порядок ниже, чем на Западе.

 Рис. График изменения тарифов стоимости электроэнергии для населения стран США, Евросоюза и России по отношению к 2006 году.

Рис. График изменения тарифов стоимости электроэнергии для населения стран США, Евросоюза и России по отношению к 2006 году. 

 

Заключение

Не могу не привести выдержку из выступления Президента РФ В.В. Путина на совещании по вопросам улучшения качества жилищно-коммунальных услуг 4 февраля 2013 года в Сочи (источник: РИА Новости).

«Отдельный вопрос - это формирование тарифов и размеры коммунальных платежей. В прошлом году начали менять регулирование в этой сфере и внедрять механизм разделения платежа на индивидуальную часть и общедомовые нужды. Что получилось? Во-первых, чего хотели добиться: хотели добиться того, чтобы в платежках указывалось не только, что было потрачено людьми на личное потребление в конкретной квартире, а сколько необходимо заплатить за использование ресурсов на нужды дома - скажем, мытье полов подъездов, отопление и так далее. И этот шаг в первую очередь должен был обеспечить прозрачность механизмов формирования тарифов.

Что по факту получилось? Во-первых, начался очень быстрый рост тарифов, причем в отдельных вопиющих случаях - двух- и трехкратный рост, в том числе из-за чего: из-за переноса на конечного потребителя всех издержек - что такое конечный потребитель? в данном случае: на граждан. На граждан просто начали переносить все издержки, включая потери в сетях или потери, связанные с нелегальным подключением. Граждане-то здесь при чем, жильцы-то здесь причем? Это управляющая компания. Тогда, органы власти должны искать и исключать такие проявления. Граждане же не могут это взять на себя, а платить должны. И это в условиях, когда ни у управляющей компании, ни у поставщиков нет стимула даже такие потери снижать, а люди, которых обязывают платить за некачественную услугу, просто оказываются загнанными в угол. Правительству дано поручение по совершенствованию механизма расчетов платежей за услуги ЖКХ».

 

Предложения

Надеюсь, данная статья и публикации в журнале «Коммунальный комплекс России» о том, как рассчитать норматив потребления коммунальных услуг в № 9, 10 и 12 за 2014 г., поможет Правительству и специалистам в решении поставленных задач. Первейшими из них по итогам этой статьи и в предыдущем номере журнала [7], а также в перечисленных номерах ККР, должны быть:

1. Следует не допустить в готовящихся изменениях постановления Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» исключения раздела 10(1), посвященного соблюдению требований энергетической эффективности, что практически ставит под сомнение выполнение этих требований. Более того, включить в этот раздел обязательность составления энергетического паспорта проекта с результатами расчета абсолютных значений и удельных показателей расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, по которому судят о классе энергоэффективности проекта данного здания, и других энергоресурсов. Вернуть прежнее название этому разделу: «Энергоэффективность проекта здания» (обоснования в [7]).

2. Исключить, из предлагаемых Минэкономразвитием РФ изменений в законопроект, замену обязательного энергетического обследования бюджетных учреждений на добровольное и снижение планки ежегодного потребления энергоресурсов для бюджетных организаций до уровня в 2% с 2015 г. вместо 3%, применяемого ранее по действующему законодательству.

3. Для приведения в соответствие отечественной нормативной и правовой базы современному международному уровню Постановлением Правительства России, а не готовящимся приказом Минстроя РФ в редакции, согласованной 25.11. 2014 г. Национальным объединением организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ), утвердить «Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов и требования энергетической эффективности зданий».

4. Пересмотреть методики расчета нормативов в «Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 г. с последними изменениями от 16 апреля 2013 г. Предложения, изложенные на страницах журнала «Коммунальный комплекс России» № 9, 10 и 12 за 2014 г., были направлены письмом в Минстрой и ЖКХ РФ (исх. № И-72/16 от 18.06.14., входящий № 41714/НС от 25.06.14) директору Департамента ЖКХ, энергосбережения и повышения энергоэффективности от НП «АВОК» - ассоциации, объединяющей ведущих специалистов России по вентиляции, отоплению, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике зданий, но ответа не получено до настоящего времени.

Примечание. В постановлении Правительства РФ «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» от 17 декабря 2014 г. № 1380 сами нормативы опять не пересматриваются. Более того пунктом 3 постановления дается поручение «Минстрою РФ установить в 6-месячный срок со дня вступления в силу изменений, утвержденных настоящим постановлением, количество процедур пользования одним водоразборным устройством в течение календарного месяца, применяемых в целях расчета нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях». Но это неправильно, во-первых, определять расход холодной и горячей воды, потребляемой человеком в месяц, по назначенному расходу воды 1 водоразборным устройством на 1 процедуру, и, во-вторых, количество водоразборных приборов не всегда определяет объем воды, потребляемой человеком. Что, если в одной и той же квартире установят дополнительную ванную комнату с туалетом, увеличится количество процедур? Нет, количество и длительность процедуры определяется потребностью человека, а не тем две ванные комнаты у него в квартире или одна. Более правильно принимать указанную в СП 30.13330.2011 норму водопотребления на одного человека в сутки в зависимости от конструктивных особенностей системы водоснабжения и оборудования ванной комнаты, и относить водопотребление не к одному календарному месяцу, а к средним суткам отопительного периода, и при пересчете годового водопотребления учитывать снижение его в летнее время и отключение горячей воды на профилактический ремонт. Но это наше предложение проигнорировали, как и много других.

5. Минэнерго РФ издать распоряжение о том, что расчет энергетического паспорта отдельного здания, составленного по проектной документации и по результатам энергетического обследования эксплуатируемого здания, выполнять по изданному Национальным объединением проектировщиков (НОП) в декабре 2014г. стандарту «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания», СТД НОП 2.1-2014, разработанным НП «АВОК», который дополняет приказ Минэнерго РФ № 400, зарегистрированный Минюстом РФ 3 декабря 2014 г., применительно к отдельным зданиям.

Тем не менее, этот стандарт, даже при отсутствии в полном объеме отечественной нормативной и правовой базы, открывает дорогу к обязательной реализации в практику строительство энергоэффективных зданий. Поскольку к проектированию допускаются только саморегулируемые организации, входящие в Национальное объединение проектировщиков, то стандарт СТД НОП 2.1-2014 является обязательным для применения всеми организациями, осуществляющими проектирование зданий нового строительства и капитального ремонта уже построенных.

Учитывая прохладное отношение к проблеме повышения энергетической эффективности строящихся и капитально ремонтируемых зданий особенно министерских чиновников, как показано в этой и предыдущей статьях, хочу напомнить о содержании п.3 статьи 9.16 Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, который гласит:

«3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей».

Полагаю, что наказываться должны не только те, кто не применяет в процессе проектирования и строительства решения по повышению энергетической эффективности зданий, но и те, кто вопреки указанию руководства страны и положениям законодательных актов, исключает требования повышения энергетической эффективности из подзаконных актов или в процессе пересмотра и изменения действующих правовых документов.

Литература.

  1. Ливчак В.И. Гармонизация исходных данных российских норм, определяющих величину внутренних теплопоступлений, с европейскими нормами. «АВОК», №1-2014 г.
  2. Ливчак В.И. Фактическое теплопотребление зданий, как показатель качества и надежности проектирования. «АВОК», №2-2009 г.
  3. Ливчак В.И. Энергетический паспорт здания - инструмент повышения его энергоэффективности. «Энергосбережение», №8-2010 г.
  4. Ливчак В.И. Сомнения в обоснованности энергоэффективности некоторых принципов автоматизации систем водяного отопления. «Новости теплоснабжения», №6-2012г.
  5.  Ливчак В.И. Реальный путь повышения энергоэффективности за счет утепления зданий. «АВОК», №3-2010г.
  6. Ливчак В.И. О длительности отопительного периода для многоквартирных домов и общественных зданий. «Энергосбережение», №6-2013 г.
  7. Ливчак В.И. Неоконченная история с реализацией в практику проектирования энергоэффективных зданий. «ЭНЕРГОСОВЕТ» №6 (37)-2014 г.

 


Все статьи рубрики Энергетические обследования и энергоаудит

Посмотреть данную технологию более подробно,
Вы можете в Каталоге энергосберегающих технологий

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38) , №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей