Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> Энергетические обследования и энергоаудит >> >> Архив номеров

Анонсы

26.05.16 О программе кластера "Энергоэффективные технологии" «Сколково» на Startup Village 2016 подробнее >>>

26.05.16 Объявлен конкурс на лучший логотип для информационного портала «Энергосбережение в Ивановской области» подробнее >>>

25.05.16 В рамках III Международной конференции «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в России и странах СНГ» пройдет обучающий семинар подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

26.04.16 В свет вышел майский номер журнала «Новости теплоснабжения» подробнее >>>

25.04.16 Распределенная автономная генерация как основа энергобезопасности подробнее >>>

07.04.16 В свет вышел апрельский номер журнала «Новости теплоснабжения» подробнее >>>

05.04.16 Выступление заместителя Министра энергетики РФ Антона Инюцына подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (35) за 2014 г

Скачать номер в формате pdf (10234 kБ)

Изменения законодательства в области энергоаудита. К чему готовиться?



Рубрика: Энергетические обследования и энергоаудит
Автор: Д.В. Серебряков
Технология: Проведение энергетического обследования (энергоаудита)
Эффект от внедрения:
- для объекта повышение надежности и качества энергоснабжения, снижение затрат на энергоресурсы, снижение платы за энергетические ресурсы;
- для муниципального образования улучшение качества и надежности теплоснабжения начеления и муниципальных объектов, снижение аварий, уменьшение выбросов в атмосферу, снижение тарифов на энергоресурсы, снижение расхода топлива.
Объекты внедрения: Промышленность, Насосные станции, Котельные, РТС, КТС, ТЭЦ, Тепловые сети, в т.ч. системы ГВС.

 

Д.В. Серебряков, исполнительный директор СРО НП «Союз «Энергоэффективность», председатель Комитета по энергоэффективности Общероссийского общественного объединения «Деловая Россия», г. Екатеринбург

 

 Принятые в декабре 2013 года поправки1 в федеральный закон «Об энергосбережении..» в целом вносят определенную логику в проводимую на федеральном уровне политику повышения энергоэффективности и отражают намерения по ее корректировке.

 

В законе появилось больше порядка. Например, объектом энергетического обследования теперь могут являться не только продукция, технологический процесс, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и здания, строения, сооружения, энергопотребляющее оборудование, объекты электроэнергетики, источники тепловой энергии, тепловые сети, системы централизованного теплоснабжения, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иные объекты системы коммунальной инфраструктуры.

В целом повышается интеллектуальная составляющая деятельности энергоаудиторов. Так, теперь обязательным результатом энергетического обследования является не только энергетический паспорт, но и отчет об энергообследовании, требования к которому будут разработаны Минэнерго России.

Перечень мероприятий, которые должен разработать энергоаудитор по результатам энергетического обследования, больше не ограничивается типовыми и общедоступными мероприятиями. Кроме того, предусмотрена необходимость сделать их стоимостную оценку.

Вместо ранее действовавшего порога для попадания объекта в список, для кого энергообследование обязательно (годовые затраты на ТЭР в размере 10 млн рублей) теперь будет действовать специально утвержденная уполномоченным органом величина. К тому же, для всех категорий объектов, в отношении которых предусмотрены обязательные энергетические обследования, теперь вводится дополнительная градация - если по итогам года, предшествующего году проведения энергообследования, совокупные затраты объекта на ТЭР не превышают эту величину, установленную уполномоченным органом Правительства, он вправе не проводить энергетическое обследование, а ограничиться подачей напрямую на федеральный уровень информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Ряд новопринятых положений вводятся в действие с 1 октября 2014 года. Например, энергоаудитор обязан будет соблюдать утвержденные требования к проведению энергетического обследования и к его результатам, а также стандарты и правила саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой он является.

Саморегулируемая организация теперь получает от энергоаудитора и энергетический паспорт, и отчет о проведении энергетического обследования, и проверяет на соответствие требованиям к проведению энергообследования, к его результатам, а также на соответствие стандартам и правилам СРО.

Повышается материальная ответственность саморегулируемых организаций: с момента, когда СРО проставила на энергопаспорте отметку о соответствии результатов энергообследования всем установленным требованиям, в том числе стандартам и правилам самой СРО, компания-энергоаудитор и саморегулируемая организация несут солидарную ответственность перед заказчиком энергообследования за возможные убытки, причиненные вследствие его недостатков.

При этом величина компенсационного фонда СРО должна с октября 2014 года возрасти до 2 миллионов рублей минимум. Добавились и требования к открытости саморегулируемых организаций и публичному размещению информацию об их деятельности.

Вероятно, что подобное ужесточение требований вызовет переток энергоаудиторских компаний в более крупные и продвинутые по компетенции и методологии СРО, не формально подошедшие к разработке всех необходимых стандартов и правил. Налицо тенденция консолидации профессионального сообщества.

 

А что дальше?

В мае 2014 года Министерством экономического развития был инициирован очередной проект с изменениями в закон «Об энергосбережении...». Он предусматривает введение «энергетической декларации», которая может быть представлена организацией вместо проведения энергетического обследования. Предлагается сделать обязательным заполнение энергодекларации для органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а энергетические обследования перевести в статус добровольных мероприятий. Основные аргументы авторов документа - снижение финансовой нагрузки на бюджет и низкая активность заказчиков обследований. Разработчики постановления уверены, что специалисты администраций будут за ту же заработную плату выполнять больше обязанностей.

По мнению профессионального сообщества, заполнять энергетическую декларацию должны специалисты-энергоаудиторы, эту функцию не обязательно возлагать на сотрудников школ, больниц, музеев, библиотек, которые будут отвлекаться от исполнения своих прямых обязанностей. Дело в том, что сама форма декларации занимает 10 страниц. Каждому учреждению в нее надо будет внести данные о потреблении энергоресурсов и воды как в целом организацией, так и по отдельным зданиям, а также перевести эти цифры в единые расчетные единицы - тонны условного топлива в год на рубль произведенной продукции. Также в документе прописываются оснащенность средствами учета, сведения об оплате за ресурсы, о тарифах, строительные характеристики здания, описание инженерных систем (отопления, электропотребления, водоснабжения, вентиляции), используемое оборудование. Только методика, описывающая, как и что заполнять, занимает 101 страницу. Понятно также, что государству эти данные очень нужны - без них неясна картина, и сложно принимать решения.

Отчасти причины таких резких изменений в законе понятны: программа энергообследования в стране фактически провалена, энергетические паспорта сдали не более 30-50% по различным оценкам организаций, подлежавших обязательному энергообследованию. Мотивации у заказчиков создано не было, часто не хватало элементарной информации, как и финансирования из бюджетов (для бюджетных организаций). В результате заказчики массово предпочли заплатить мало и получить формальный энергопаспорт, данные из которого теперь не могут стать основой для реализации мероприятий повышения энергоэффективности или, тем более, энергосервиса. Но почему же, когда в 2009 году принимали закон, никто не подумал, что силами двухсот организаций невозможно выполнить триста тысяч энергетических обследований?

Однако, за время реализации 261-ФЗ, несмотря на запаздывание и в ряде случаев отсутствие поддерживающих нормативно-правовых актов и методик, все же заработала рыночная модель, основанная на саморегулировании. Только в нашей СРО разработаны 22 стандарта профессиональной деятельности, мы с партнерами обучили более трех тысяч специалистов, утверждено более 18 000 энергопаспортов, поданных через нас. Но это все не принимается в расчет законодателем, и эти достижения новые поправки в закон могут свести на нет, а зародившийся рынок энергоаудита просто «убить», ничего не создав взамен.

Остается непонятным, почему государство не ужесточит условия капитальных ремонтов жилых домов, производимых на средства бюджетов - если по итогам такого ремонта обязательное энергообследование не подтверждает определенный класс энергоэффективности здания, работы не должны быть оплачены за счет бюджетных ассигнований. Эти меры позволили бы повысить эффективность расходования бюджетных средств.

Важно, что сегодня профессионалы готовы объединить усилия по развитию рынка и реализации политики повышения энергоэффективности. Именно такая проактивная позиция является залогом движения вперед. Сейчас складывается ситуация, когда предыдущие меры (обязательные энергетические обследования) не доведены до логического конца и отменяются, причем до сих пор ни заказчикам, ни исполнителям не понятны границы нового рынка. В том, что реформы на рынке неизбежны, сомнений нет, но всем нужна ясность.

 

Примечание.

1Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

 


Комментарий эксперта

 Дмитрий Огородников, энергоаудитор, консультант-аналитик по менеджменту в инжиниринге и энергетике, руководитель Методического совета, член Совета НП СРО «Профессиональное объединение энергоаудиторов»

 

Судя по документам, издаваемым властью, энергетический аудит становится добровольным. Энергетическая декларация по смыслу заменять результаты энергетического обследования не должна. Чтобы понять обоснованность такого утверждения, необходимо проанализировать смысловую разницу между этими информационными продуктами. Результаты энергетического обследования (энергоаудита) - это взгляд в прошлое, анализ того, что было за обследованный период и некоторые предположения того, что желательно в будущем (программная часть). Энергетическая декларация - это взгляд в будущее, носящий характер обязательства. В том числе и относительно законопослушания и экономии ТЭР в обусловленном в диалоге с государством объеме. Взгляд в прошлое по смыслу не может заменить или подменить взгляд в будущее.

Судя по проектам норм обязательность энергетических обследований остается, только укрупняется размер объекта к которому требование обязательности в силе. Есть проект правительственного решения об изменении границы затрат; с 10 млн рублей в год до 50 млн. К тому же сохраняется не устранённым противоречие закона № 261-ФЗ с нормативами других ведомств, сопряженными с деятельностью по энергоэффективности. Например, для получения государственных денежных ресурсов, скажем для модернизации энергетического оборудования в коммунальном секторе, одно из условий - проведенное обследование и паспорт объекта. Или ещё одна процедура: схема теплоснабжения населённого пункта. По нормам, принятым Госстроем, такая схема должна составляться на базе проведенного энергетического обследования. Тот же проект правительственного решения по границам в 50 млн рублей предполагает, что все у кого потребление ТЭР обходится в сумму меньшей величины, обязаны представлять энергетическую декларацию. Процедурная часть составления такой декларации предполагается, что будет предписана властью. Но обсуждение этих процедур фактически идёт вне участия профессионального сообщества. Что будет в окончательных редакциях норм и как будет гармонизировано всё, что связано с энергоэффективностью в связанных областях (промышленность, коммуналка) - пока не ясно.


  

Пока верстался номер в законодательстве РФ произошли изменения

Утверждено Постановление Правительства РФ от 16 августа 2014 года № 818 «Об установлении объёма энергетических ресурсов в стоимостном выражении для проведения обязательных энергетических обследований». Документ размещен на сайте Правительства РФ (см. по ссылке).

Постановлением определены в стоимостном выражении затраты лиц, указанных в пунктах 1-4 и 6 части 1 статьи 16 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №261-ФЗ), на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, которые дают право на предоставление в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности вместо проведения обязательного энергетического обследования.

Также устанавливается объем энергетических ресурсов в стоимостном выражении для определения совокупных затрат на потребление природного газа, дизельного и другого топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии организациями, которые предусмотрены пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №261-ФЗ.

Согласно постановлению организации должны проводить энергетическое обследование не реже 1 раза в 5 лет, если их совокупные затраты на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного), мазута, тепловой и электрической энергии, угля превысили 50 млн руб. Постановление вступает в силу с 1 октября 2014 г.

 

 

 

Все статьи рубрики Энергетические обследования и энергоаудит

Посмотреть данную технологию более подробно,
Вы можете в Каталоге энергосберегающих технологий

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35) , №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43).

Статьи по темам

Энергетика (6) ,
Энергоэффективное строительство (15) ,
Возобновляемые источники энергии (13) ,
Региональный опыт (3) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (113) ,
Теплоснабжение (65) ,
Энергоэффективное освещение (45) ,
Учет энергоресурсов (14) ,
Энергосервис и ЭСКО (35) ,
Электроснабжение (12) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (36) ,
Новые технологии (44) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (27) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2016
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей