Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> Информация о работе Координационного совета >> >> Архив номеров

Анонсы

30.08.16 9 сентября состоится круглый стол «Основные направления государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» подробнее >>>

29.08.16 В октябре 2016 года Уфа станет центром энергетической отрасли подробнее >>>

29.08.16 Световое шоу и знакомство с энергосберегающими технологиями ждут москвичей в День города подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

30.08.16 Интервью заместителя министра энергетики А.Ю. Инюцына подробнее >>>

26.08.16 Детям будет тепло, а муниципалитету выгодно. Об опыте работы Павлово-Посадского района в области энергоэффективности (статья) подробнее >>>

25.08.16 Виктор Кудрявый "О реальных мерах повышения надежности и эффективности теплоснабжения" (статья) подробнее >>>

27.07.16 «К 2035 году солнечная энергия окажется почти бесплатной»: сотрудник Стэнфорда о стратегии Элона Маска подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (35) за 2014 г

Скачать номер в формате pdf (10234 kБ)

Замечания к «Программе продвижения энергоэффективного освещения в России»



Рубрика: Информация о работе Координационного совета
Автор: И.А. Ганин

ОТ РЕДАКЦИИ: Общественный Совет по качеству энергоэффективных источников света и систем освещения при Комитете Государственной Думы по энергетике и Координационном совете партии «Единая Россия» по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, продолжает работу в области создания в РФ контролируемого рынка качественных современных энергоэффективных и безопасных для здоровья населения источников света и осветительных устройств и стимулирования их использования. На этот раз мы публикуем замечания председателя общественного Совета Ганина Игоря Алексеевича к «Программе продвижения энергоэффективного освещения в России», подготовленной менеджером проекта ПРООН/ГЭФ «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения» Шевченко Анатолием Сергеевичем и опубликованной в журнале «Светотехника» № 1-2/2014.

 

 

К.т.н. И.А. Ганин, доцент, вице-президент НП «Энергоэффективный город», председатель общественного Совета по качеству энергоэффективных источников света и систем освещения, г. Москва

 

 Автор статьи применил системный подход к решению проблемы продвижения энергоэффективного освещения в России. Будучи менеджером проекта ПРООН/ГЭФ/Минэнерго РФ, он активно использует зарубежный опыт, что с теоретической точки зрения вполне оправдано. В рамках системного анализа при желании можно, конечно, кое-что добавить, использовать несколько измененную структурную модель, уточнить отдельные мероприятия. Например, кроме контроля качества светотехнической продукции на таможенной границе и внутри таможенной территории существенное значение имеет контроль над производителями (отечественными и зарубежными) как непосредственно на предприятиях, так и путем установления обязательных требований к информации, которую предприятия-производители обязаны размещать на своих сайтах в сети «Интернет».

Необходимо внести изменения в действующие Правила торговли и создать отдельный раздел, связанный с особенностями розничной торговли энергоэффективными лампами и осветительными приборами, которые являются новым и незнакомым потребителю высокотехнологичным товаром, имеющим особенности эксплуатации.

Пример государственного контроля качества продовольственной продукции убедительно демонстрирует, что он имеет естественные ограничения и недостаточно эффективен, и потому должен дополняться широким общественным контролем над качеством. В связи с этим, например, общественный Совет по качеству энергоэффективных источников света и систем освещения приступил к созданию системы качества светотехнической продукции, в первую очередь бытового назначения, и к разработке методических материалов для регионов по проведению закупочных процедур для государственных и муниципальных нужд, которые включают апробированные модели энергоэффективного освещения типовых объектов бюджетного сектора.

В то же время в формате журнальной статьи автор представил вполне добротную программу вытеснения с рынка неэффективной и некачественной продукции, которая в процессе ее реализации неизбежно будет обрастать разными дополнительными подробностями. Проблема в том, что для реализации этой программы необходима четкая и скоординированная по времени государственная политика и определенные финансовые средства, т.е. программой необходимо управлять. Как организовать такое управление - этот вопрос пока остается без ответа.

В рамках дискуссии журнального формата хочу сделать несколько замечаний, которые представляются мне принципиальными (хотя и не исчерпывающими тему в целом):

1. Импортозамещение. По данным Минпромторга РФ доля российского (условно) производства КЛЛ в 2013 г. составила 0,2%, а светодиодных ламп - 0,1 %. Отсутствие российского производства не только негативно влияет на рынок, но и представляет угрозу национальной безопасности. Возникшая в последнее время угроза экономических санкций лишь подтверждает необходимость наличия технологий производства новых источников света в перечне критических технологий и, возможно, выделения централизованных капиталовложений, использования механизмов частно-государственного партнерства для расширения их производства. При рассмотрении сроков реализации программы вытеснения необходимо ясно представлять позицию организаций, отвечающих за применение светотехнической продукции для специальных целей.

2. Компактные люминесцентные лампы. Мы могли бы в обозримые сроки запретить оборот KЛЛ на территории страны и сразу перейти к расширению производства галогенных ламп и массовому использованию наиболее современных светодиодных технологий без особого ущерба для рынка труда и с пользой для охраны окружающей среды. В этом преимущество нашего отставания для ускоренной модернизации. Однако ориентироваться на конкретные сроки здесь в настоящее время рискованно. Такое решение содержит серьезные экономические и репутационные риски. Сроки службы светодиодных ламп, указываемые производителями, не надежны, а технология тестирования этих сроков в России не освоена. Прогнозы снижения стоимости светодиодных ламп и обеспечения широкого платежеспособного спроса на них на нашем рынке недостаточно обоснованы. Динамика курса рубля при нашей абсолютной зависимости от импорта влияет на внутренние цены. Использование KЛЛ позволяет диверсифицировать импорт и потребление при возникновении непредвиденных обстоятельств. На мой взгляд, более или менее надежно можно было бы прогнозировать сроки ограничения оборота KЛЛ при собственном контролируемом производстве светодиодной продукции в объеме не менее 15% от потребности. В настоящее время целесообразно предоставить слово рыночной конкуренции при четком мониторинге ситуации на рынке. Для обеспечения роста производства светодиодных ламп и светильников с ними можно административными методами увеличить спрос на них в регулируемых, небольших по объему сегментах рынка (бюджетная сфера).

3.   Безопасность новых источников света. Этому вопросу (прежде всего биологической безопасности) в статье не уделяется внимания. В данной области проводятся многочисленные исследования, ведутся дискуссии, разрабатываются технологии, снижающие эффект влияния «синей» части спектра. Считаю, что нельзя переходить к массовому использованию светодиодных технологий без проведения серьезных отечественных исследований отдаленных последствий влияния света новых источников на здоровье людей, прежде всего - детей. В данной области, насколько мне известно, надежных выводов пока не сделано. И такая независимая работа должна быть профинансирована государством.

4.   Экономическое стимулирование. Опираясь на имеющийся у меня опыт в области стимулирования экспорта, я скептически отношусь к практической ценности многочисленных мер по стимулированию производства и использования энергосберегающих источников света, которые можно придумать (за исключением привлекательных для бизнеса моделей государственно-частного партнерства). Прежде всего, необходим реальный спрос на них.

5.   Нормативная база. Создание нормативной базы в большинстве случаев требует финансового обеспечения и ведется крайне медленно. Межведомственное взаимодействие в полной мере не налажено. Экспертная поддержка и влияние экспертного сообщества недостаточно. Лоббирование со стороны производителей (импортеров) влияет на принятие решений, а влияние потребителей недостаточно.

В этих условиях понуждение всех к внедрению энергоэффективного освещения и созданию спроса путем введения нерыночных мер - запретов на оборот неэффективной продукции - целесообразно, опробовано во многих странах и доказало свою эффективность.

Проблема в том, что мы слишком часто ошибаемся в сроках введения запретов и потому дискредитируем принимаемые меры и саму идею энергоэффективности. В отдельных случаях могут возникать социальные проблемы. Хорошо известен срыв сроков многих утвержденных прогнозов и программ.

Учитывая системный характер и сложность принятия соответствующих решений, которые зависят, в том числе и от отраслевой специфики, и от позиции участников Таможенного союза, полагал бы необходимым передать полномочия по утверждению содержания и сроков введения запретительных мер, связанных с оборотом светотехнической продукции, Правительству РФ. При этом целесообразно ежегодно готовить и представлять на утверждение в установленном порядке доклад о мерах по реализации государственной политики в рассматриваемой сфере.

 

Все статьи рубрики Информация о работе Координационного совета

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35) , №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44).

Статьи по темам

Энергетика (6) ,
Энергоэффективное строительство (15) ,
Возобновляемые источники энергии (13) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (0) ,
Энергоменеджмент (0) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (113) ,
Теплоснабжение (65) ,
Энергоэффективное освещение (45) ,
Учет энергоресурсов (14) ,
Энергосервис и ЭСКО (35) ,
Электроснабжение (12) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (36) ,
Новые технологии (44) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (27) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2016
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее