Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 2 (33) за 2014 г

Скачать номер в формате pdf (4483 kБ)

Энергетический паспорт - выгода или затрата?



Рубрика: Энергетические обследования и энергоаудит
Автор: Е.А. Жуков

 
 

Е.А. Жуков, руководитель департамента разработки и сопровождения инновационных проектов ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС», г. Москва

 

Согласно Закону об энергосбережении[1] в бюджетных организациях до 31 декабря 2012 года должны были быть проведены энергетические обследования и по результатам этих обследований составлены энергетические паспорта. Какова ситуация на самом деле?

 

К сожалению, на сегодняшний день указанное положение Закона об энергосбережении выполнено далеко не во всех субъектах нашей страны. По данным ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС», доля организаций, обязанных согласно законодательству провести обязательное энергетическое обследование и фактически его выполнивших, не превышает одной трети. То есть вопрос, как наиболее эффективно организовать проведение работ по энергетическим обследованиям со стороны заказчика, до сих пор очень актуален.

Более того, до сих пор на законодательном уровне не зафиксированы правила определения качества получаемых в результате энергоаудита отчетных документов, а именно энергетического паспорта, отчета по результатам энергетического обследования, программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Очень часто государственный заказчик в качестве отчетных материалов получает формально заполненные шаблоны документов, которые также формально соответствуют стандартному техническому заданию. Таким образом, заказчик не имеет юридической возможности предъявить претензии исполнителю услуг.

Зачастую причиной некачественного проведения энергоаудита является выбор неквалифицированного исполнителя, что, в свою очередь, случается из-за недостаточно квалифицированного подхода заказчика к процедуре выбора исполнителя и контроля его работы. Подробное техническое задание не разрабатывается, контроль выполнения работ исполнителем на всех этапах не ведется. Еще одна серьезная проблема - это размещение заказа по выбору исполнителя работ по энергетическому обследованию в виде аукциона в электронной форме.

Например, в ряде случаев при выборе исполнителей для выполнения работ по энергетическим обследованиям путем размещения заказа в виде аукциона в электронной форме, проводимых в Москве и Московской области, цена падала от начальной максимальной более чем в десять раз! В результате стоимость работ по проведению энергетического обследования одного учреждения могла быть снижена до 5 000 - 10 000 руб., и это с учетом наличия у учреждения разбросанных по региону дополнительных офисов и филиалов. В эту цену должны входить: сбор исходных данных, инструментальное и телевизионное обследование с выездом на каждый отдельно стоящий объект/здание, подбор и экономическое обоснование энергосберегающих мероприятий, анализ полученных данных, составление паспорта, отчета и программы, согласование отчетных документов с государственным заказчиком, обследуемым учреждением и саморегулируемой организацией в области энергетических обследований, печать документов, как минимум, в четырех экземплярах (учреждению, государственному заказчику, СРО, исполнителю). Даже без углубления в расчет себестоимости работ по методу трудозатрат становится понятно, что за такую стоимость качественно выполнить все указанные работы просто физически невозможно. В результате государственный заказчик получает документ, который он в лучшем случае может представить только в Ростехнадзор (как контролирующий исполнение закона об энергосбережении в этой части орган) при проведении соответствующих проверок.

И наконец, очень часто приходится сталкиваться с отсутствием достаточного финансирования, заложенного в бюджетах всех уровней на проведение энергоаудита.

Но, тем не менее, за 5 000 - 10 000 энергетический паспорт заказчику будет выдан. Подчеркну - формальный энергетический паспорт. Формально этот документ соответствует законодательству. В него вписаны сведения об организации, данные о потреблении энергоресурсов в разбивке по зданиям и т. д. Всего 24 формы энергетического паспорта, которые заполняются на основе полученных от заказчика опросных листов. Теоретически можно ничего не проверять, просто забить информацию, прогнать через специальную программу проверки, чтобы не было фактических ошибок, - и вот вам требуемый документ - энергетический паспорт.

По нашему опыту, стоимость качественного энергетического обследования должна начинаться от 100 тыс. руб.

Однако многие руководители считают, что получение бумажки для контролирующих органов - это как раз и есть главная задача энергоаудита. Это не так. Цель и задача энергоаудита - это, в первую очередь, получение объективной информации, которую можно использовать для последующего выбора эффективных энергосберегающих мероприятий и их реализации, защиты бюджета на их внедрение, а также для составления адекватной конкурсной или аукционной документации для выбора энергосервисной компании. А это как раз основной механизм исполнения еще одного требования закона об энергосбережении - снижения энергопотребления на 3% ежегодно. Таким образом, энергетическое обследование является (по крайней мере, должно являться) необходимым предварительным этапом, который обеспечит последующее фактическое внедрение энергосберегающих мероприятий, что по факту совершенно не так. Потенциальному инвестору или энергосервисной компании, если такие находятся, приходится заново проводить работы по оценке возможных эффектов от реализации энергосберегающих мероприятий, что, конечно же, не может не отразиться на конечной стоимости работ по реализации мероприятий. То есть по факту учреждение платит дважды за одну и ту же работу.

 

Что можно предложить заказчику для исправления сложившейся ситуации?

 

В первую очередь необходимо наращивать профессионализм и компетенции собственных сотрудников: организовывать обучения в проверенных, зарекомендовавших себя, профильных (это важно) учебных заведениях, создавать систему мотивации сотрудников, то есть внедрять у себя элементы энергоменеджмента, но только на уровне, достаточном для бюджетных учреждений.

Приведу пример в цифрах. Допустим, за прошлый год учреждение потратило 100 руб. на оплату всех видов ресурсов. В этом году за счет экономии оно потратило 80 руб. Хорошо это или плохо для учреждения? По существующим законам сэкономленные 20 руб. учреждение будет вынуждено отдать в бюджет, и это потом «аукнется»: если не сумели освоить деньги, в следующем году финансирование по этой статье урежут на 20 руб. - как раз на непотраченную сумму. Как видите, мотивации экономить нет ни у организации, ни у ее сотрудников. А часть сэкономленных денег можно было бы потратить на премирование сотрудников, которые добиваются экономии. Но для этого надо выпустить соответствующий нормативный правовой акт, как на уровне муниципального образования, так и на уровне самого учреждения.

Проблема мотивации сотрудников должна решаться на всех уровнях. Сначала на уровне муниципального образования принимаются правила возврата учреждениям сэкономленных за счет энергосберегающих мероприятий средств, а затем руководители учреждений утверждают соответствующие положения о премировании своих сотрудников или документы, которые регламентируют использование сэкономленных средств, ведь эти деньги можно потратить не только на премирование, но и на другие нужды, например на модернизацию устаревшего оборудования. Как способ влияния на органы местного самоуправления муниципальные учреждения могут написать коллективное письмо в соответствующие надзорные органы муниципального образования с инициативой начать работу в этом направлении, или руководители этих учреждений могут направлять такие письма по отдельности. Это как раз тот случай, когда количество перерастет в качество. В среднем в городе таких учреждений не менее ста. Муниципальные органы власти обязаны будут реагировать на обращения. Скорее всего, соответствующий законодательный акт будет принят. Но надо помнить, что тут важна инициатива именно руководителей бюджетных учреждений.

Отдельные элементы системы энергоменеджмента могут быть в любом учреждении на уровне, достаточном для данной структуры. Где-то это комплексные исследования, сложные разработки, а где-то рекомендации по работе с персоналом, информирование о доступных способах экономии, обучение этим способам, знакомство с энергосберегающими технологиями, та же самая система мотивации сотрудников. Даже информационные материалы, призывающие экономить воду и свет, размещенные в определенных местах, дают соответствующий эффект, не говоря уже о грамотно организованном контроле за расходом воды и электричества и других ресурсов.

Муниципалитет может заказать обучение сотрудников энергоменеджменту за свой счет - набрать группы, пригласить профильную компанию и массово провести обучение с выдачей соответствующих сертификатов. Это необходимо для грамотной постановки задач и контроля их достижения выбранным исполнителем работ по энергоаудиту.

На мой взгляд, привлекать квалифицированных работников по системе аутсорсинга невыгодно. Завхоз, главный энергетик, главный инженер, который долго работает в учреждении, изначально лучше знает свое хозяйство, чем любой привлеченный исполнитель со стороны, будь он самой высокой квалификации. Зачем учреждению лишние затраты на аутсорсинг?

Но вернемся к перечню мер по улучшению ситуации. Для того чтобы энергетический паспорт учреждения стал не просто бумажкой, а руководством к действенной экономии ресурсов, важно отказаться от размещения заказов в виде аукционов в электронной форме. Существует альтернатива - открытый конкурс, при проведении которого квалификация потенциальных исполнителей играет не последнюю роль при оценке поданных предложений и выборе победителя.

Чтобы правильно определить квалификацию и привлечь именно квалифицированных исполнителей, а не тех, кто просто сам себя хвалит, Заказчик должен в конкурсной документации указать, каким способом он хочет получить подтверждение квалификации участников. Таким подтверждением могут быть и опыт выполненных работ с представлением копий контрактов и актов выполненных работ, количество проведенных энергоаудитов с подтверждающими документами, количество и качество приборного парка у исполнителя, уровень и количество профессионализма штатных специалистов и т.д. Требуемые критерии должны быть указаны в конкурсной документации.

Для исправления сложившейся ситуации также немаловажно финансирование. К сожалению, это не всегда возможно, но необходимо стараться выделять адекватные желаемому результату финансовые ресурсы. За консультацией по определению начальной максимальной цены можно (и нужно) обращаться в саморегулируемые организации в области энергетических обследований, большинство из которых имеют огромный опыт и высокую квалификацию, владеют общепринятыми методиками по расчету реальной стоимости работ по проведению энергетических обследований.

 

Благодарим Издательский дом «Аюдар» за предоставленный материал.

 

 

[1] Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Все статьи рубрики Энергетические обследования и энергоаудит

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33) , №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей