Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (29) за 2013 г

Скачать номер в формате pdf (3688 kБ)

Венгрия. Анализ лучших практик



Рубрика: Мировой опыт энергосбережения
Автор: Международная финансовая корпорация (IFC)

ОТ РЕДАКЦИИ: Ветхий жилой фонд, приватизация, ТСЖ - все эти понятия характерны не только для России, но и для Венгрии. Между тем, Венгрия успешно решает проблемы капитального ремонта и повышения энергоэффективности жилищного фонда страны. Об этом читайте в исследовании Международной финансовой корпорацией (IFC).

 

 

 

Венгрия. Анализ лучших практик

 

По материалам исследования «Анализ лучшей практики финансирования капитального ремонта и повышения энергоэффективности многоквартирных домов (на примере стран Центральной и Восточной Европы)», подготовленного Международной финансовой корпорацией (IFC) www.ifc.org/russia/energyefficiency. Редакционная версия.

 

г. Будапешт. ВенгрияМеждународной финансовой корпорацией был проведен анализ лучших практик финансирования комплексных энергоэффективных капитальных ремонтов в многоквартирных домах (МКД) в шести странах Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Словакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва). Анализ был проведен по нескольким аспектам, в том числе в области энергоэффективности. На основе анализа сделаны выводы о наиболее успешных практиках, а также имеющихся проблемах. Венгрия, Словакия и Польша больше продвинулись в построении действенных механизмов энергоэффективного капитального ремонта, чем три страны Балтии, и определяется это наиболее четко определенным законодательством и минимальным популизмом принимаемых решений.

 


Состояние многоквартирных жилых домов в Венгрии

Традиционные многоквартирные здания.

Одна треть городских многоквартирных зданий в Венгрии была построена до 1960 г., а 21% еще до Первой Мировой Войны. В связи с исторической и эстетической ценностью их внешнего вида, общая реконструкция и модернизация сложны для осуществления. В частности, не должен меняться внешний вид фасада, поэтому усилия по модернизации были сосредоточены на улучшении характеристик окон и крыш, а также на изоляцию верхнего и нижнего этажей (включая подвал и потолки подвала), а не на теплоизоляции стен.

МКД, построенные с использованием промышленных технологий.

Жилые здания, построенные с помощью промышленных технологий (также известны как «панельные здания») - это здания, возведенные с использованием сборных панелей, блоков, приготовленных на месте бетонных структур, литых стен, железобетонного каркаса или других сборных технологий. Панельные дома, на которые приходится около 1,5 млн квартир, производились в массовом порядке в период между 1960 и 1980 гг.

Особой проблемой панельных домов является их низкая энергоэффективность, в результате чего потребление тепла на 70% выше, чем в среднем по ЕС, и существует значительный потенциал (на 75%) по сокращению расхода тепла. Кроме того, в большом количестве панельных домов окна, отделочные материалы и системы обслуживания зданий достигли конца своей физической жизни, что составляет около 30 лет.

В связи массовым строительством панельных домов в относительно короткий промежуток времени, большое их количество требует модернизации, включая теплоизоляцию стен.

МКД, построенные после 1993 г.

Здания, построенные после 1993 г., отвечают строгим строительным нормам и стандартам.

 

Типы систем отопления

Около 650 тыс. семей в Венгрии (17% от общего числа) подключены к системам централизованного теплоснабжения. Еще 26% семей получают тепло с помощью индивидуальной системы отопления (для одного здания или одной квартиры), а оставшиеся 57% полагаются на отдельные обогреватели комнат и водонагреватели. Отрасль централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения поставляет ежегодно 77 ПДж тепла (1 ПДж равен 238850 Гкал - прим. ред.). Природный газ обеспечивает около 45% тепла, уголь около 30%, а нефть - 21%. Остальные 4% производятся из других источников, включая геотермальные.

Потери тепловой энергии таковы, что многие семьи не могут полагаться только на системы централизованного теплоснабжения для удовлетворения всех потребностей в отоплении и горячей воде. Перекрестное субсидирование цен на газ привело к увеличению стоимости централизованного теплоснабжения на 30% по сравнению с теплом от индивидуальных газовых котлов. Поэтому многие домохозяйства переходят на природный газ для удовлетворения всех своих нужд.

 

Исторические усилия по капитальному ремонту и модернизации

В Венгрии предполагаемый размер рынка реконструкции панельных домов составляет 10,5-10,8 млрд евро (исходя из общего числа в 1,5 млн панельных квартир со средним размером инвестиций 7000-7200 евро для 1 квартиры). Этих средств достаточно, чтобы покрыть стоимость полной реконструкции панельных зданий, при этом около 80% от этой суммы будет тратиться непосредственно на повышение энергоэффективности. На сегодняшний день, около 190 тыс. квартир получили тот или иной ремонт, при этом средний объем инвестиций составил 2600 евро. В 2006 г. средний размер инвестиций для 1 квартиры составлял 2143 евро, из которых 33%, или 714 евро, было профинансировано коммерческими банками; средний срок кредита составляет 60 месяцев.

Однако даже при этих значительных субсидиях, большинство малообеспеченных жителей панельных МКД не могут участвовать в реновации, поскольку увеличение общих расходов выходит за рамки их семейного бюджета.

Что касается муниципальных квартир, очень немногие из них могут быть отремонтированы или модернизированы. Муниципалитетам едва хватает ресурсов для выполнения мелких ремонтных работ; такие работы были проведены в 50 тыс. муниципальных арендных квартирах в 2007 г.

 

Приватизация

Приватизация жилищного фонда, ранее находящегося в собственности государства, была мерой, которая оказала самое глубокое влияние как на развитие жилищного сектора, так и городского хозяйства в целом. Для приватизации существовало несколько финансовых причин, например, отставание по техническому обслуживанию и срочная необходимость для комплексной реабилитации жилищного фонда, а также продолжающиеся текущие убытки, поскольку арендная плата покрывала лишь 30-45% от фактической стоимости технического обслуживания.

С введением Закона о жилье в 1993 г., было утверждено «Право приобретения жилья», согласно которому местное правительство было обязано продать квартиру в собственность живущим в ней жильцам, при наличии у них такого желания. Эта приватизация носила характер «дарения», поскольку жильцы оплачивали лишь часть рыночной стоимости жилья. Однако в то время как государство сделало собственность на квартиры возможной с помощью низких цен и низких процентных ставок, бремя стоимости по обслуживанию и эксплуатации легло на новых владельцев, которые не были готовы к этому ни с финансовой, ни с управленческой точки зрения. Поэтому одной из основных проблем, которые явились следствием массовой приватизации, было то, что значительное число бедных семей, которые стали владельцами своих квартир, не могут позволить себе затраты на финансирование содержания из своих собственных средств (ситуация, во многом схожая с российской - прим. ред.).

Большим преимуществом в Венгрии, по сравнению со многими другими бывшими социалистическими странами (такими как, например, Словакия, Румыния, Болгария, Албания), было то, что Закон о кондоминиумах успешно регулировал передачу собственности и создание новой институциональной структуры (общее собрание, выборы менеджера кондоминиума, процедуры принятия решений, плату за кондоминиум). Там, где такие законы не существуют, и отношения между новыми владельцами приватизированных МКД остались невыясненными, обслуживание общих помещений зданий практически отсутствует. Тем не менее, Закон о кондоминиумах, введенный в 1988 году, был крайне слаб в вопросах реконструкции и обновления, так как основные решения в этих сферах требуют практически единодушного голосования и присутствия всех владельцев. Поскольку ассоциации кондоминиумов не имели статуса «юридического лица», банки выдавали кредиты только индивидуальным владельцам на основе двусторонних соглашений. Этот барьер был снят в 2004 г., когда были приняты поправки в Закон о кондоминиумах, для того чтобы процесс принятия решений стал более эффективным.

 

Правовая база ТСЖ

В Венгрии, товарищества собственников жилья (ТСЖ) и Блок-Хаус-кондоминимумы (БХК) являются юридическими лицами, могут брать кредиты в банках и заключать кредитные и другие соглашения. Приватизированные здания должны быть превращены в кондоминиумы на постепенной основе.

 

Процедуры принятия решений, обязательных для жильцов

Что касается управления общей собственностью, единственным исключением из правила простого большинства голосов являются решения о «расходах, выходящих за рамки обычных», которые требуют единогласного голосования (такие расходы, как правило, предполагают расширение здания или строительство нового). Обычно же требуется всего 50%+1 голос на общем собрании жителей для принятия решений по обновлению общих помещений здания, заключения кредитных соглашений и увеличения общих расходов для обслуживания процентов и основной суммы кредитов. Решения принимаются в процессе собрания, причем доля каждого владельца измеряется пропорционально площади его жилья. Государственный сектор не имеет прямой возможности вмешиваться в реконструкцию МКД.

Описанная процедура принятия решений была введена в действие с 2004 г., что сделало функционирование БХК и ТСЖ более эффективным, так как большинство решений стало легче утвердить, несмотря на часть несогласных владельцев.

 

Энергетическая политика

New Szechenyi Plan (NSZP): Запущен в 2011 г. Две из семи приоритетных областей плана - «зеленая» экономика и программа для жилых домов - включают в себя финансирование мер по энергосбережению. Для того чтобы уменьшить потребление энергии, будет осуществлен ряд мер по повышению энергоэффективности зданий в различных секторах, в том числе - в ближайшее время зданий, находящихся в собственности государства и местной власти, и энергоэффективный ремонт блоков квартир, построенных с применением промышленных технологий, а в долгосрочной перспективе - ремонт таких зданий.

Программа действий по энергосбережению и повышению энергоэффективности: В 15 пунктах программы включена подпрограмма «Двадцать тысяч крыш с солнечными коллекторами», согласно которой к 2010 г. 20 тыс. зданий (учреждений и жилых домов) должны иметь солнечные коллекторы, установленные на крышах.

Национальный план действий по энергетической эффективности (NEEAP): В рамках Венгерской национальной энергетической политики план действий устанавливает цели по эффективному использованию энергии и конкретные показатели по сокращению потребления энергии на период 2008-2016 гг. Основные направления включают: строительные требования для новых зданий, зданий в жилом и в государственном секторах.

Урегулирование счетов на основе учета в системах центрального отопления: В соответствии с законом 1998 г., поставщики централизованного теплоснабжения должны прекратить начисление платежей за использование тепловой энергии без учета реального потребления тепла и установить счетчики тепла на каждом вводе. Для потребителей, которые отказываются снимать показатели счетчиков, установленных в их квартирах, или мешают поставщику произвести отключение за неуплату, нотариус может предписать принудительный доступ в их квартиры.

 

Энергоэффективность для МКД

Потенциальное воздействие на окружающую среду (сокращение выброса СО2) мер по энергоэффективности для МКД.

В табл. 1 подробно описаны потенциальные возможности сокращения выбросов CO2 в результате реализации отдельных вариантов модернизации.

Таблица не включает в себя повышение теплозащиты стен и модернизацию систем отопления зданий, построенных в 1993-2008 гг., поскольку теплоизоляция в этих зданиях является более эффективной, чем в зданиях, построенных до введения в 1991 г. Строительного Кодекса, и системы отопления в этих домах используют современные технологии, доступные на рынке (хотя возможно и не самые лучшие из имеющихся).


Таблица 1. Потенциальные результаты применения различных вариантов модернизации

Технологические возможности

Сокращение выбросов СО2,

1000 tCO2/n

Стоимость сокращения выбросов

EUR/tCO2

1000 венг. форинт/ tCO2

Модернизация в системе теплоснабжения промышленных зданий: отопление площадей и изоляция

Установка термостатов на радиаторах

74

-225

-56

Изоляция стен в зданиях

332

-115

-29

Установка в зданиях конденсационных бойлеров

5

-108

-27

Изоляция подвалов

37

-96

-24

Изоляция крыши

38

4

1

Замена окон

128

158

40

Установка приборов учета тепла на индивидуальное и централизованное теплоснабжение

148

307

77

Замена дверей

21

1684

421

Модернизация в системе теплоснабжения иных зданий: отопление площадей и изоляция

Установка термостатов на радиаторах

19

-223

-58

Изоляция подвалов

116

-169

-42

Установка программируемых термостатов

52

-154

-38

Установка в зданиях конденсационных бойлеров

26

-104

-26

Изоляция крыши

103

-89

-22

Установка приборов учета тепла на индивидуальное и централизованное теплоснабжение

39

91

23

Замена окон

337

125

31

Установка конденсационных газовых котлов

79

204

51

Замена дверей

23

1462

366

Модернизация систем освещения и замена электроприборов

Замена ламп накаливания на компактные лампы дневного света

305

-1066

-267

Сокращение потребления электричества ТВ и компьютерным оборудованием, режимы LOPOMO

266

-613

-153

Модернизация в системе теплоснабжения: системы горячего водоснабжения

Установка водосберегательного оборудования в домах с нецентрализованным горячим водоснабжением

400

-354

-88

Установка водосберегательного оборудования в домах с централизованным горячим водоснабжением

202

-298

-75

Примечание: знак «минус» перед числом означает, что достигнутое энергосбережение больше, чем затраты на реконструкцию

 

Осуществление вариантов снижения выбросов СО2 приведет к экономии энергии в размере 28,1 млрд кВт∙ч/год., что составляет около 54% от общего потребления энергии, с учетом прогноза потребления энергии в жилищном секторе в 2025 г. Реализация этого потенциала требует общего объема инвестиций за период 2008-2025 гг. в размере около 11,8 млрд евро, но экономит 18,8 млрд евро энергозатрат. Общий потенциал за счет осуществления всех изученных мер, может достигнуть приблизительно 73% от базовых выбросов CO2 и 67% от потребления энергии, прогнозируемого в 2025 г. В абсолютном выражении эти величины составляют около 8,2 млн тонн СО2 и 34,8 млрд кВт∙ч/год. Общий объем инвестиций за 2008-2025 гг., необходимый для реализации максимального потенциала, составляет около 38,6 млрд евро.

 

Государственные программы по финансированию обновления жилья

Энергоэффективная реконструкция жилых зданий, построенных с помощью промышленных технологий: программа была введена в 2000 г. и управляется Энергетическим Центром Венгрии и Министерством по вопросам местного самоуправления. Цель гранта - обновление жилых зданий, построенных с применением промышленных технологий. Субсидия может быть востребована для следующих видов работ, выполняемых в ходе реконструкции зданий: 1) теплоизоляция зданий; 2) ремонт инженерных систем зданий (в результате которых ожидается снижение потребления энергии), 3) модернизация и ремонт окружения здания; 4) введение индивидуальной настройки потребления тепловой энергии совместно со счетчиками расхода тепла в индивидуальных квартирах (замена радиаторов и подключение клапанов для индивидуальных счетчиков тепла, либо распределение расходов и проведение всех необходимых изменений теплосети). ТСЖ и БХК могут подавать индивидуальные заявки для таких субсидий.

Государство и местные органы самоуправления: В случае если ТСЖ или БХК отвечает критериям правительственной «Панельной Программы», государство и местный муниципалитет выделяет по 1/3 от общей стоимости инвестиций в ТСЖ или БХК, при максимуме инвестиций в 4300 евро на каждую квартиру. Расходы выше этого предела покрываются за счет ТСЖ или БХК. Для того чтобы ТСЖ или БХК могли участвовать в этой программе, собрание жильцов должно одобрить инвестиции простым большинством голосов (50%+1), за исключением замены окон, когда требуется 90% голосов. Кроме того, ТСЖ или БХК должны продемонстрировать, что они могут профинансировать 1/3 от общей инвестиционной стоимости. Доказательством может служить недавний отчет о состоянии банковского счета ТСЖ/БХК, или письмо о намерениях со стороны коммерческого банка, подтверждающее, что банк готов финансировать ремонт.

Коммерческие банки: В случае если ТСЖ или БХК собирали средства на ремонт в течение последних 4 лет (см. описание Строительного Общественного Фонда ниже), они получают право на субсидии по процентным ставкам, предоставляемым государством, и могут взять кредит в коммерческом банке на ремонт общих помещений здания. Процентная ставка в форинтах составляет около 4% в первые 5 лет и 10% в следующие 5 лет. Банки могут предоставлять кредиты с субсидированной процентной ставкой без внесения капитала со стороны ТСЖ или БХК, а также при наличии или отсутствии государственных/муниципальных грантов «1/3-1/3». Обеспечением кредита может являться следующее: (I) собрание жильцов утверждает увеличение общих расходов на сумму, покрывающую ежегодные выплаты процентов и основной суммы кредита, (II) основная сумма кредита выплачивается через Строительный Общественный Фонд, и счет фонда назначается банку, (III) а) гарантии IFC плюс денежный депозит в размере первого месячного платежа основной суммы кредита, или же б) гарантии IFC плюс перевод банковского счета ТСЖ в финансирующий банк, или же c) денежные средства в размере 5-20% от суммы кредита.

Строительный Общественный Фонд (СОФ): на основе немецкой модели Bausparkasse два финансовых учреждения предоставляют услуги СОФ в Венгрии. Сами жильцы, а также ТСЖ или БХК как юридическое лицо могут открыть счет в СОФ и накапливать сбережения для целей обновления. На основании средств на накопительном счету в СОФ, государство предоставляет субсидию в размере 30% жильцам, либо ТСЖ/БХК.

Максимальный уровень государственных субсидий для каждого счета ограничивается законом. Накопления на счетах СОФ могут быть переуступлены коммерческим банкам. Коммерческие банки могут предоставлять вышеупомянутые кредиты с субсидированием процентных ставок для ТСЖ/БХК на основе будущих накоплений на счету СОФ.

Экономические последствия

На сегодняшний день это единственная действительно важная попытка сделать что-либо по поводу неудовлетворительного физического состояния панельных зданий. Имеющиеся в настоящее время система и механизм финансирования показали, что программа способна генерировать объем сделок до 70 тыс. квартир ежегодно, на общую сумму в 150 млн евро, со средним размером инвестиций на 1 квартиру 2600 евро (700 тыс. форинтов). Кроме того, около 190 тыс. квартир в панельных домах были в какой-либо степени отремонтированы.

По мнению аналитиков, система достигла своих пределов, потому что (I) правительство снизило уровень субсидий в программе, и со стороны ЕС не имеется достаточного количества субсидий, которые могли бы заменить государственные; (II) муниципалитеты не имеют достаточно собственных ресурсов, чтобы продолжать предоставлять грант в размере 1/3, а их возможность брать новые кредиты также сильно ограничена, (III) нынешняя система вряд ли может обслуживать большие высотные панельные дома с более чем 150-200 квартир (около 40% рынка) из-за ограниченных финансовых возможностей большинства жильцов.

Необходимо разработать новые финансовые механизмы для решения следующих проблем на рынке панельного жилья в Венгрии:

1) В текущих механизмах финансирования, требование банками денежного депозита в размере 10-20% может оказаться сложно реализуемым для зданий.

2) Только 30% БХК из всего портфеля инвестиций в размере 18 млн евро способны полностью отремонтировать свои дома, в то время как остальные 70% могут получать только частичные средства на ремонт из-за ограниченных финансовых возможностей жильцов.

Финансовая помощь для домашнего энергосбережения: введена в 2001 г., фонд управляется Энергетическим Центром Венгрии. Цель субсидии - энергомодернизация квартир, сокращение внутреннего потребления энергии и снижение расходов на электроэнергию для населения. Могут субсидироваться только квартиры, построенные с использованием традиционных технологий (здания, построенные с помощью промышленных технологий, более не могут претендовать на эту субсидию, однако в 2002-2004 годах они имели такое право). Субсидия может быть предоставлена для следующих видов обновления: 1) теплоизоляция жилых зданий; 2) модернизация систем отопления и горячего водоснабжения, или замена их на новое энергосберегающее оборудование.

Инвестиции должны быть реализованы в течение двух лет после вступления в действие договора субсидии.

В случае заявки на энергетическую модернизацию квартиры, субсидия не может превышать 1/3 от объема инвестиций, но не более 300 тыс. форинтов (1100 евро) в случае единственной цели обновления, либо 400 тыс. форинтов (1500 евро) в случае нескольких задач обновления. Что касается ТСЖ или БХК, субсидия ограничена 1/3 объема инвестиций, которые не могут превышать количество квартир, задействованных в ремонте, умноженное на 200 тыс. форинтов (750 евро) в случае единственной задачи обновления (либо 400 тыс. форинтов в случае нескольких целей обновления).

Субсидия по процентной ставке на ремонт общих пространств в кондоминиумах и жилищных кооперативах: Эта государственная программа предлагает субсидирование процентной ставки для любых БХК или ТСЖ для финансирования реконструкции части жилого дома, находящегося в общей собственности. Существуют два основных требования к участникам программы: кондоминиум собирал средства для обновления в течение как минимум 4 лет (см. описание СОФ выше), и он должен взять банковский кредит. Поддержка составляет 70% в первые 5 лет, и 35% в следующие 5 лет. Кондоминиумы не могут воспользоваться этой субсидией, если они уже получили особенно благоприятный кредит под залог своего накопительного фонда.

Муниципальные власти могут также брать кредиты с субсидируемой процентной ставкой для ремонта и модернизации своих квартир. Субсидии процентных ставок составляют 70%, но доля кредита в общем объеме инвестиций не может превышать 50%. Банки могут предоставлять кредиты с субсидированными процентными ставками без вложения капитала со стороны ТСЖ или кондоминиумов, и при наличии или отсутствии государственных/муниципальных грантов по схеме «1/3-1/3». Обеспечением кредита является таким же, как описано выше в рамках программы «энергоэффективного ремонта жилых зданий, построенных с применением промышленных технологий».

Экономические последствия

Жилищные товарищества пользуются этой возможностью лишь ограниченно, а размер субсидий на процентные ставки, связанные с ремонтом муниципальных квартир, также мал. Субсидии процентных ставок - это решение для тех зданий, где владельцы являются несколько более обеспеченными. Кредиты с субсидированием процентных ставок имели большое значение в модернизации систем водоснабжения. Все это говорит о том, что для ремонта жилых зданий необходимо разработать новую форму субсидии.

 

Таблица 2. Система субсидий

Субсидии

Доля субсидий,%

Максимальный размер субсидии,
евро

Максимальный размер инвестиций, евро

Замена дверей и окон и их последующая изоляция

20

1 310

6 552

Ремонт тепловых сетей

25

1 861

7 446

Последующая изоляция тепловых сетей

25

1 861

7 446

Иные инвестиции с целью повышения энергоэффективности

30

4 467

14 893

Использование возобновляемых источников энергии

30

4 467

14 893


 

Программа энергосбережения для жилья 2008 (NEP-2008): Управляемая Энергетическим Центром Венгрии, программа предоставляет государственные безвозмездные инвестиционные субсидии для квартир, построенных по традиционной технологии, направленные на повышение энергоэффективности и развитие возобновляемых источников энергии. Претенденты должны предоставить собственный вклад, размер которого зависит от конкретного тендера, для которого предоставляются государственные субсидии. Программа кредитования энергосбережения в жилых домах «За успешную Венгрию», управляемая Венгерским банком развития, дает возможность заявителям взять поддерживаемый государством кредит под льготный процент для внесения собственного вклада по программе NEP-2008.

Пять различных типов повышения энергоэффективности субсидируются в рамках данной программы, каждый с разной интенсивностью субсидий (т.е. доли общего объема инвестиций, которые субсидируются государством). Если инвестиционные расходы больше, чем максимальный объем инвестиций, который необходимо учитывать (в зависимости от объема свободных средств по кредиту), часть затрат должна быть дополнена за счет собственных ресурсов. (табл. 2)

Экономические последствия

Система подачи заявок на программу NEP существует с 2000 г.; 2008 г. был наиболее успешным до сих пор: из 9026 полученных заявок 6865 были одобрены и получили субсидии на сумму 3,1 млрд форинтов (11,5 млн евро). Субсидии были предоставлены для 10956 квартир и стимулировали инвестиции в общей сложности на 11,8 млрд форинтов (43,9 млн евро).

Льготный займ - программа кредитования энергосбережения в жилом секторе: С 2007 года программа «За успешную Венгрию» предлагает льготные кредиты для реализации жилых проектов, направленных на повышение энергоэффективности и использование возобновляемых источников энергии. Льготный кредит может быть использован совместно с субсидией от программы по энергосбережению (НЭП) или самостоятельно, и может обеспечить до 100% от стоимости проекта для заявителей, отвечающих требованиям.

Поддержка центрального отопления (закон Робин Гуда), 2008 г.: Введенный в 2008 г., закон направлен на повышение общей конкурентоспособности центрального теплоснабжения по отношению к другим, менее экологически чистым методам отопления, и, оказанию финансовой помощи жильцам, проживающих в квартирах с центральным отоплением. Информация об экономическом эффекте данной меры отсутствует.

Система поддержки водоснабжения: введенная в 1992 г., система включает в себя инвестиционные гранты для содействия расширению сети водоснабжения и ценовые субсидии. Необходимо поддерживать расширение систем водоснабжения и канализации, поскольку ее стоимость не может быть полностью покрыта платежами за воду или взносами от будущих потребителей.

 

Другие финансовые инициативы

Целевые Экологические Инвестиции (ЦЭИ): программа находится в ведении Энергетического Центра Венгрии, попечителем которого является Министерство национального развития. Программа финансируется за счет продажи излишков лимитов Венгрии на выбросы СО2 странам с более высоким уровнем выбросов.

В 2009 г. два проекта были начаты в рамках ЦЭИ для содействия энергетической рационализации жилых зданий: I) по благоприятным для климата панельным домам и II) по энергоэффективности.

Основной целью первого проекта является ремонт домов, построенных с помощью сборных технологий, для достижения энергосбережения путем модернизации. Условием получения субсидии является то, что здания должны иметь более низкий показатель выброса CO2 и стать более энергоэффективными после завершения проекта. Чем лучше результат, тем выше уровень субсидии. Система поощряет претендентов в зависимости от сложности и эффективности проекта.

Целью проекта по энергоэффективности является предоставление инвестиционных субсидий для работ, способствующих сокращению потребления энергии жилых зданий, снижению бремени накладных расходы для населения, а также сокращению выбросов парниковых газов. Виды деятельности, имеющие право на субсидии, включают улучшение энергоэффективности зданий (теплоизоляция, замена окон и дверей, инженерные решения зданий), модернизацию оборудования и использование возобновляемых источников энергии.

Претендентами на проект благоприятных для климата панельных домов в рамках ЦЭИ были в основном те же, что и для тендера по энергоэффективной модернизации панельных домов.

Субсидии структурных фондов Оперативной Программы по охране окружающей среды и инфраструктуре (EIOP), действует с 2006 г.: В 2006 г. было выделено 280 млн форинтов (1,04 млн евро) в виде субсидий на три типа проектов в области энергоэффективности: модернизация зданий и учреждений, развитие систем центрального отопления, и содействие когенерации.

С момента создания, программа направлена на:

  • установку систем по производству щепы и гранул, упаковочного оборудования, а также прессов для растительного масла;
  • стимулирование инвестиций в возобновляемые источники энергии (биомасса, геотермальная энергия, солнечные коллекторы, фотоэлектричество, энергия ветра, гидроэнергия);
  • внедрение системы центрального отопления с использованием биомассы и геотермальной энергии или отходящих газов;
  • модернизацию зданий, систем центрального отопления, применение когенерации.

Венгерская Программа Энергоэффективности и Совместного Финансирования (HEECP): цель программы заключается в содействии инвестициям, направленным на повышение энергоэффективности в Венгрии, и она финансируется главным образом МФК (Международной Финансовой Корпорацией) и ГЭФ (Глобальным Экологическим Фондом). Объем программы вырос с февраля 2001 г., и в настоящее время доступны следующие ресурсы: 16 млн долл. для банковских гарантий; 550 тыс. долл. для технической помощи, и 500 тыс. долл. для функционирования программы. Непосредственной целью HEECP является содействие финансированию энергоэффективности в венгерском банковском секторе. Помимо предоставления гарантий, HEECP помогает банкам-участникам с маркетингом энергоэффективности, а также технической и финансовой предварительной подготовкой проектов.

Проект ПРООН/ГЭФ - финансовая поддержка по энергоаудиту и технико-экономическим обоснованиям для муниципалитетов: ПРООН (Программа развития ООН) и правительство Венгрии подписали соглашение о 5-летнем проекте с целью улучшения энергетической экономики муниципалитетов. Проект финансируется из средств ПРООН.

 

Заключение и выводы

Процедуры принятия обязательных решений жителями МКД сделали процесс эффективным и оказали решающее влияние на деятельность по реконструкции. Однако уровень платежей за кондоминиум должен устанавливаться в обязательном порядке, что пока не введено.

Районные поставщики отопления должны устанавливать счетчики тепла в индивидуальных квартирах, вследствие чего жители могут выиграть от модернизации и последующего энергосбережения.

Около 60% жилищного фонда Венгрии требует полной или частичной реконструкции. В принципе, Строительный Закон предписывает основные стандарты для жилых структур. Если МКД не соответствует этим требованиям, должен быть взыскан штраф, или запущен механизм обязательной реконструкции.

Как показано в таблице 1, существует несколько вариантов реконструкции, доступных для ТСЖ по «отрицательной» цене (т.е. когда достигнутое энергосбережение больше, чем затраты на реконструкцию).

Следовательно, необходимо массовое распространение информации для ТСЖ по вопросам выгоды от ремонта и увеличение заинтересованности жильцов.

Венгерское правительство весьма активно в предоставлении финансирования для инвестиций в реконструкцию. Муниципалитеты должны активно информировать ТСЖ по поводу возможных финансовых схем и выгоды от капремонта. Также, консультанты должны быть готовы предоставлять рекомендации непосредственно для ТСЖ по вопросам подачи заявок на финансирование.

Должны быть разработаны механизмы, позволяющие семьям с весьма ограниченным достатком также финансировать проекты по улучшению энергоэффективности.

 

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ

Статья «Словакия. Анализ лучших практик»

опубликована в журнале ЭНЕРГОСОВЕТ № 6 за 2012 г

http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=352

 
 

Все статьи рубрики Мировой опыт энергосбережения

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29) , №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей